резолютивная часть решения объявлена 10.03.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в отсутствии представителей заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИБИС" (далее - Общество), оператора ЭТП,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", обращение заявителя о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) в связи уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N0304300032722000003 "Оказание услуг по изготовлению бланков и журналов" (далее - закупка, аукцион), руководствуясь ст.104 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N1078), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ПП N1576),
Установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР 02.03.2022 г. поступило обращение заявителя о включении в РНП сведений об обществе, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам аукциона.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении заявителя, изучив представленные документы, проанализировав письменные пояснения, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.02.2022 г. в 13ч.40 мин. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен аукцион N0304300032722000003 "Оказание услуг по изготовлению бланков и журналов" с начальной (максимальной) ценой контракта 80 850,65 руб. В извещении указано: дата и время начала срока подачи заявок - 04.02.2022 г. 13:40 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.02.2022 г. 08мин.00 ч.; Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.02.2022 г.; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.02.2022 г.
На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения заявок все допущены к участию в аукционе, а также победителем признано Общество согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2022 NИЭА1 .
Согласно ч.1 ст.104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
Ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст.37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п.2 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п.1 ч.17.2 ст.95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч.3 (за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п.3 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе) и ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.3 и 5 ст.51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч.10 ст.104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп."а" п. "б", обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп."а" п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе).
В силу ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе обращение заказчика о включении сведений о победителе аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направляется только в том случае, когда победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного контракта заказчиком, как того требует ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным сведениям общества и заявителя следует, что 17.02.2022 г. 15ч.25 мин. обществу, как победителю аукциона, был направлен проект контракта, для подписания.
Со стороны общества необходимо было в срок не позднее 25.02.2022 г. направить в адрес заявителя подписанный проект контракта, с приложением документов, подтверждающих добросовестность.
На 28.02.2022 г. обществом контракт не был подписан.
28.02.2022 г. заявителем составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу ч.5 ст.104 Закона о контрактной системе в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п.24, 25 - 25.3 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п. 1 - 3 ч.3 ст.104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Таким образом, размещение сведений об участнике закупки в РНП осуществляется лишь в случае установления антимонопольным органом факта уклонения участника закупки от заключения контракта, выявления обстоятельств, свидетельствующих о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта. РНП фактически является специальной мерой ответственности, используемой в целях надлежащего исполнения лицом принятых на себя по результатам закупок обязательств.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в РНП нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако, Обществом не предприняты меры, подтверждающие отсутствие намерения уклониться от заключения контракта.
При имеющихся обстоятельствах, у Комиссии имеется объективное основание для признания общества уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, ПП N1078, ПП N1576, Комиссия,
Решила:
1. Удовлетворить обращение заявителя о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЭЛИБИС"в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ЭЛИБИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сведения о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИБИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение в установленном порядке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 марта 2022 г. N 007/06/104-159/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022