Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Инспекции: |
Амировой В.Р. - начальника отдела; Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
проведя внеплановую документарную проверку в отношении ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" (РФ, 420073, РТ, Казань г. ул.Шуртыгина, 15, ИНН 1660061210) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311100007221000130 на предмет: "Кадастровые и землеустроительные работы по объекту: Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Реконструкция автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311100007221000130 на предмет: "Кадастровые и землеустроительные работы по объекту: Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Реконструкция автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан" от 30.12.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта 16 960 666,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 07.02.2022 NПРОI1 на участие в конкурсе было подано 11 заявок, все из которых были допущены к участию в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 07.02.2022 NППИ1 победителем конкурса было признано ООО "БИЗНЕС.НЕДВИЖИМОСТЬ.ПРАВО" (ИНН 7107542810) с предложением о цене контракта 5 100 000,00 рублей.
10 февраля 2022 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение Заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" о необходимости выдачи предписания об отмене результатов закупки ввиду следующего.
В обоснование доводов о необходимости аннулирования результатов закупки Заказчик указывает о существенном изменении объема выполняемых работ.
Объектом рассматриваемой закупки является проведение кадастровых и землеустроительных работ по объекту: Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Реконструкция автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан.
Техническим заданием на выполнение комплекса кадастровых и землеустроительных работ были установлены следующие требования и условия выполнения работ:
1. |
Основание для выполнения работ |
Соглашение о компенсации от 01.06.2020 N006СК-06/2020-Газ, заключённое между ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" и ПАО "Газпром" |
2. |
Наименование объекта строительства / реконструкции |
Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Реконструкция автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан |
3. |
Наименование объектов кадастровых и землеустроительных работ (далее - ОКС) |
1) Газопровод Миннибаево-Казань на участке 80-297 км (инв.N 026823) 2) Кабельная линия связи газопровода Миннибаево-Казань 81-й км - Казань (инв. N 027197) 3) Газопровод-отвод к а/п Казань-2 (инв. N 026854) 4) АГРС-3 аэропорта Казань-2 (инв. N 027041) |
4. |
Цели и задачи проведения работ |
Подготовка документов, обеспечивающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, указанных в п.3 настоящего технического задания |
5. |
Исходные данные для выполнения работ |
- Копии правоустанавливающих и/или правоудостоверяющих документов на земельные участки и объекты ОКС; - проектная документация на объекты ОКС; - разрешение на реконструкцию; - материалы ранее выполненных кадастровых работ. |
6. |
Состав кадастровых и землеустроительных работ, и основные требования к ним |
|
6.1. |
Проведение топографо-геодезических работ |
- сбор и изучение имеющихся материалов, предоставленных заказчиком, а также материалов проведенных ранее кадастровых работ; - анализ имеющихся правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на ОКС и земельные участки; - получение сведений ЕГРН на ОКС и земельные участки, сбор дополнительной информации; - получение сведений о пунктах ГГС и/или ОМС в районе работ; - рекогносцировка района работ; - обследование территории земельных участков и ОКС; - обследование пунктов ГГС и/или ОМС в районе работ; - создание опорной геодезической сети (планово-опорной сети). -осуществление горизонтальной съёмки ОКС, указанных в п. 3, с составлением ситуационного плана в масштабе 1:2000 для определения фактического местоположения характерных точек границ земельных участков и ОКС, и дальнейшего сопоставления полученных в результате съёмки данных со сведениями ЕГРН с целью обнаружения технических, реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ вышеуказанных земельных участков и ОКС либо уточнения местоположения ОКС;
Результат работ и отчетные материалы: - материалы, полученные в результате осуществления топографо-геодезических работ с наложением на них кадастровой основы, в электронном виде. |
6.2. |
Проведение камеральных работ |
- анализ и представление Заказчику полученной информации и материалов на предмет наличия технических, реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, путем сопоставления материалов, полученных при осуществлении геодезической съемки, и выписок ЕГРН; - проведение внутренних замеров помещений/зданий/сооружений с подготовкой абрисов и занесением характеристик объекта; - предоставление Заказчику развернутой информации о наличии технических и реестровых ошибок; - установление на местности характерных точек ОКС (при необходимости по согласованию с заказчиком); - подготовка и оформление графического и текстового описания зоны с особыми условиями использования территории (охранных зон и зон минимальных расстояний от линейных объектов).
Результат работ и отчетные материалы: - материалы для принятия решения уполномоченных органов об установлении/изменении зон с особыми условиями использования территории |
6.3. |
Проведение кадастровых работ |
- подготовка и оформление технического плана с целью получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС; - подготовка документов для исправления технических и реестровых ошибок для внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах ОКС и земельных участках под ОКС; - подготовка и оформление технического плана для внесения изменений в сведения ЕГРН о характеристиках ОКС; - внесение в ЕГРН сведений об установлении/изменении зон с особыми условиями использования территории (охранных зон и зон с минимальных расстояний от линейных объектов).
Результат работ и отчетные материалы: - технические планы на ОКС; - графическое и текстовое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории |
6.4. |
Обеспечение прекращения прав на земельные участки, расположенные под наземными элементами ОКС, демонтированными в процессе строительства/реконструкции |
- подготовка необходимых документов для прекращения прав на земельные участки, расположенные под наземными элементами ОКС, демонтированными в процессе выполнения работ на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан. Реконструкция автомобильной дороги Р-239 Казань - Оренбург - Акбулак - граница с Республикой Казахстан, подъезд к аэропорту Казань на участке км 0+000 - км 6+400, Республика Татарстан"
Результат работ и отчетные материалы: - акты обследования по необходимости. |
7. |
Перечень материалов, предаваемых Заказчику и требования к ним |
-технические планы на ОКС в 2-х экземплярах на бумажном и электронном носителе в формате pdf и xml, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию ОКС; - технические планы на ОКС, в 2-х экземплярах на электронном носителе в формате xml., для внесения сведений в ЕГРН; - межевые планы на земельные участки в случае исполнения условия о необходимости их подготовки; - акты обследования по необходимости; - графическое и текстовое описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории. |
8. |
Сроки выполнения работ |
Определяются графиком выполнения работ (приложение N 2 к государственному контракту) |
Как следует из п.4 технического задания конкурсной документации основными целями и задачами проведения работ является подготовка документов, обеспечивающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, указанных в п.3 настоящего технического задания, а именно:
- Газопровод Миннибаево-Казань на участке 80-297 км (инв.N 026823);
- Кабельная линия связи газопровода Миннибаево-Казань 81-й км - Казань (инв. N 027197);
- Газопровод-отвод к а/п Казань-2 (инв. N 026854);
- АГРС-3 аэропорта Казань-2 (инв. N 027041).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим, в том числе, технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 7 технического задания в качестве основного материала, предаваемого Заказчику, определен технический план. Межевые планы на земельные участки, акты обследования передаются по необходимости.
Согласно представленным пояснениям Заказчика при подготовке технического задания по рассматриваемой закупке Заказчиком не были учтены нормы Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в частности, о переносе сроков применения статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
По мнению Заказчика, это ведет к необходимости исключения из технического задания перечня следующих пунктов выполнения работ:
- дальнейшее сопоставление полученных в результате съёмки данных со сведениями ЕГРН с целью обнаружения технических, реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ вышеуказанных земельных участков и ОКС либо уточнения местоположения ОКС (п. 6.1. технического задания "проведение топографо-геодезических работ");
- анализ и представление Заказчику полученной информации и материалов на предмет наличия технических, реестровых ошибок в сведениях ЕГРН, путем сопоставления материалов, полученных при осуществлении геодезической съемки, и выписок ЕГРН (п. 6.2. технического задания "проведение камеральных работ");
- предоставление Заказчику развернутой информации о наличии технических и реестровых ошибок (п. 6.2. технического задания "проведение камеральных работ");
- подготовка документов для исправления технических и реестровых ошибок для внесения изменений в сведения ЕГРН об объектах ОКС и земельных участках под ОКС (п. 6.3. технического задания "проведение кадастровых работ").
Статьей 107 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ определены последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были определены сроки и особенности применения положений, в том числе, статьи 107 Земельного кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускаются:
1) использование земельных участков в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования таких земельных участков для целей, не связанных со строительством, с реконструкцией объектов капитального строительства;
2) использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2025 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство;
3) использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения).
Из вышеуказанных положений пункта 33 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ следует возможность пролонгации предельных сроков возможного использования определенных объектов недвижимости в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Инспекция отмечает, что в рассматриваемом случае изменение указанных сроков с отсылкой на положения настоящей статьи, прямо не коррелируется и не сопоставляется с пунктами технического задания, на исключение которых указывает Заказчик.
В рассматриваемом случае Заказчиком не представлено достаточных доказательств, прямо подтверждающих и указывающих на наличие нарушений действующего законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемой закупки.
Из представленных пояснений и документов Заказчиком Инспекции не представляется возможным установить объективные причины допущенных нарушений и подтвердить факты, изложенные в обращении Заказчика.
С учетом изложенного, Инспекция не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Вместе с тем, в ходе анализа извещения и конкурсной документации Инспекцией было установлено следующее.
1. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В конкурсной документации Заказчиком был установлен один из следующих критериев оценки по нестоимостному подкритерию "квалификация участника закупки":
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (величина значимости показателя 50%, коэффициент значимости показателя - 0,5).
В рамках показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" оценивается наличие у участника закупки кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.
Для юридического лица обязательным требованием является наличие в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.
Квалификация кадастрового инженера оценивается наличием у него высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; должен быть членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров; должен пройти в установленном порядке обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации; должен иметь опыт работы в качестве кадастрового инженера не менее трех лет.
Участник закупки подтверждает квалификацию специалистов, предлагаемых для выполнения работ, следующими документами:
- копиями трудовых книжек или сведений о трудовой деятельности работника, содержащихся в электронной трудовой книжке (заверенных подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии), если документ формируется по запросу зарегистрированного лица в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации или через Единый портал государственных услуг или в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), документ подписывается квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа), подтверждающих стаж в качестве кадастрового инженера, нахождение в штате организации участника закупки;
- копиями дипломов, подтверждающих высшее образование по специальности или направлению подготовки, дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений;
- выпиской из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, выданной не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в конкурсе, позволяющей идентифицировать форму организации кадастровой деятельности (индивидуальный предприниматель или работник в штате юридического лица), с указанием ФИО кадастрового инженера, номера квалификационного аттестата кадастрового инженера, сведений о юридическом лице, работником которого является кадастровый инженер;
- копиями удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации".
По мнению Татарстанского УФАС России, установленное в конкурсной документации требование к дате выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации может повлиять на сужение круга участников закупки.
По мнению Татарстанского УФАС России, установленное требование является формальным и не несет за собой никаких объективных, существенных последствий, поскольку в рассматриваемом случае важен факт предоставления действующих документов, которые будут подтверждать квалификацию участников закупки вне зависимости от даты выдачи указанных документов.
Закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой части в действиях Заказчика усматривается нарушение требований статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе при установлении избыточного требования к дате выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров в конкурсной документации.
2. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". (далее - Правила)
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Исходя из пункта 11 Правил Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с документацией, по Критерию оценки N1.1.1. "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, что к оценке принимаются следующие виды контрактов:
"В рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценивается наличие у участника закупки исполненных контрактов (договоров), предусматривающих выполнение кадастровых и землеустроительных работ (межевание земельных участков) для целей кадастрового учета и регистрации прав.
При оценке заявки участника закупки учитываются исполненные контракты (договоры) за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", со стоимостью выполненных работ по каждому контракту (договору) не менее 10% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка (учитываются только полностью исполненные (завершенные) контракты (договоры)).
Под успешным выполнением работ понимается выполнение участником закупки работ в полном объеме без нарушений сроков, предусмотренных контрактом (договором), и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Заказчик вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию о выполнении работ по представленному в составе заявке контракту (договору) и о наличии (отсутствии) применения мер ответственности к участнику закупки".
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. NД28и-2196, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Вместе с тем, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Также по мнению ФАС России, наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта. В связи с этим установление требования о наличии опыта исполнения контрактов без применения к ним неустойки (штрафов, пеней) является избыточным (https://fas.gov.ru/questions/question_categories/1).
Например, списание неустойки может быть вызвано по независящим от исполнителя причинам, в том числе, распространением коронавирусной инфекции. Однако факт исполненных работ и приёмка их заказчиком свидетельствует об опыте участника.
На основании изложенного Инспекция Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Таким образом, подобное требование носит избыточный и неправомерный характер.
Заказчиком нарушены требования статьи 6, части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, на участие в закупке были поданы заявки от 11 участников, снижение цены контракта составило 70 %, Инспекция не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования статьи 6, части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства не выдавать.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: |
А.А. Яфизов |
Члены Инспекции: |
В.Р. Амирова
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 марта 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2022