Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "АЙДИ ПАРТНЕР" на действия Заказчика - МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка системы рентгеновской ортовольтной терапевтической стационарной" (извещение N 0818500000822000555) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком в "описании объекта закупки" установлены характеристики к закупаемому товару, которые соответствуют одному производителю.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка системы рентгеновской ортовольтной терапевтической стационарной" (извещение N 0818500000822000555).
Заказчик - МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 578 533,33 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по требуется к поставке следующий товар: "Система рентгеновская ортовольтная терапевтическая стационарная", КТРУ 26.60.11.119-00000007.
В "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены показатели и значения показателей, которые препятствуют возможности предложить к поставке оборудование одного из двух производителей - оборудование компании АДАНИ.
Требуемый показатель |
Требуемое значение |
Предлагаемые характеристики Аппарата рентгенотерапевтического ТЕРАД 200 |
Аппликатор круглый, диаметром 35 мм, РФП 200 мм |
Наличие |
Аппликатор круглый, диаметром 30 мм, РФП 200 мм |
Аппликатор овальный, 25х15 мм, РФП 200 мм |
Наличие |
Аппликатор овальный, 20х14 мм, РФП 300 мм |
Аппликатор овальный, 38х15 мм, РФП 200 мм |
Наличие |
Аппликатор овальный, 34х16 мм, РФП 300 мм |
Аппликатор прямоугольный 90х40, РФП мм 300 мм |
Наличие |
Аппликатор прямоугольный 80х60 мм, РФП 300 мм |
Описанные Заказчиком аппликаторы характерны только для оборудования компании ООО "СпектрАп", а именно - для аппарата рентгеновского стационарного терапевтического "Рентген-ТА 150/10".
Для аппаратов "ТЕРАД 200" (производства АДАНИ) доступно более 30 штук аппликаторов на выбор Заказчика, различной формы, размеров и РФП (расстояние фокус-поверхность), позволяющие реализовывать основные клинические задачи.
Таким образом, Заказчиком необоснованно ограничено количество участников закупки, а значимость и клиническая обоснованность параметров в выбранном диапазоне крайне незначительна. Расширение диапазона размеров аппликаторов в техническом задании позволит сохранить конкуренцию в поставке оборудования разных марок и обеспечить законность закупочной процедуры.
В разделе "Фильтры" Заказчиком установлены следующие требования:
Требуемый показатель |
Требуемое значение |
Предлагаемые характеристики Аппарата рентгенотерапевтического ТЕРАД 200 |
Фильтр 1,0 Ве |
Наличие |
Фильтр 1,0 Al |
Фильтр 0,3 Al |
Наличие |
Фильтр 0,5 Al |
Фильтр 1,8 Al |
Наличие |
Фильтр 2,0 Al |
Фильтр 0,1 Cu + 1,8 Al |
Наличие |
Фильтр 0,2 Cu |
Фильтр 0,3 Cu + 1,0 Al |
Наличие |
Фильтр 0,5 Cu |
Фильтр 0,5 Cu + 1,0 Al |
Наличие |
Фильтр 1,0 Cu |
Фильтр для прогрева аппарата и тренировки трубки 5,0 Pb |
Наличие |
Фильтр для прогрева |
Фильтры необходимы для получения конкретного спектра энергий (мощности дозы) на конкретном аппарате. Требуемые по техническому заданию фильтры описывают частное технологическое решение для оборудования компании ООО "СпектрАп" и являются стандартным набором только для аппарата рентгеновского стационарного терапевтического "Рентген-ТА 150/10".
Заказчиком в техническом задании установлено следующее требование:
Угол поворота излучателя в держателе относительно продольной оси |
не менее _ 135° |
не менее _ 100° |
Установленное Заказчиком требования к углу поворота излучателя в держателе относительно продольной оси (не менее 135°) избыточно и описывает конкретное техническое решение единственного производителя.
Угол поворота излучателя аппарата АДАНИ "ТЕРАД 200" имеет показатель в общей сумме более _ 100°, т.к. кресло пациента расположено параллельно относительно аппарата, необходимости в большей свободе вращения излучателя относительно продольной оси нет.
Больший угол вращения в силу конструктивных особенностей оборудования может приводить к ускоренному износу кабелей, идущих к излучателю. Данное требование никак не сказывается на качестве получаемого пациентом лечения, и на итоговом результате облучения.
Заказчиком в техническом задании установлено следующее требование:
Угол поворота излучателя в держателе горизонтально и вертикально |
не менее _150° |
Такого вращения нет |
Установленный Заказчиком поворот излучателя более характерен для аппаратов передвижного типа, или же с напольным креплением и на выносном кронштейне. В случае с оборудованием напольного или напольно-настенного крепления такая функциональная особенность отпадает. Так как штатив обладает свободой передвижения вдоль стены, вверх-вниз, а также поворотом излучателя вокруг оси трубки и вокруг оси штатива излучателя, что дает возможность облучать опухоль пациента с любого угла.
"Описание объекта закупки" утвержденное Заказчиком, описывает конкретный тип оборудования единственного производителя - компании ООО "СпектрАп" марка "Рентген-ТА 150/10" с её специфическими технологическими характеристиками и решениями.
Заказчиком предъявлено требование к типу конфигурации компьютера:
* моноблок, с диагональю монитора |
не менее 19 |
Стационарный ПК |
Данный параметр описывает частное технологическое решение для аппарата рентгеновского стационарного терапевтического "Рентген-ТА 150/10". При этом моноблочные ПК обладают меньшей износостойкостью и ремонтопригодностью, в отличие от стационарных ПК с раздельным монитором и основным блоком типа "tower". Так как каждый производитель подходит к выбору консолей Оператора разными методами.
Заказчиком установлено следующее требование:
Индикация параметров экспозиции в течении 20 мин. при внезапном отключении питания |
Наличие |
Запись параметров экспозиции в логи рентгенотерапевтической системы при внезапном отключении питания |
Данная формулировка требуемого Заказчиком параметра описывает очередное частное технологическое решение для аппарата рентгеновского стационарного терапевтического "Рентген-ТА 150/10". Индикация параметров экспозиции процесс автоматический, а также их запись (для отслеживания дозы, поглощенной пациентом) в случае отключения питания у разных производителей производится различными способами.
На основании ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В адрес Заказчика направлено 3 запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
Заказчик в ответах на запросы не пояснил, в связи с чем установлены данные параметры и в чем спецификация данных требований.
На заседании Комиссии представлено письмо от 10.03.2022 г. N166 ООО "АДАНИ РУС", которое является официальным производителем медицинского оборудования ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ" (Республика Беларусь", согласно которому, ни одна из систем рентгеновской ортовольтной терапевтической стационарной производимой компанией ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ", не подходит под требования, установленные в техническом задании закупки N0818500000822000555 на поставку систему рентгеновской ортовольтной терапевтической стационарной для нужд МЗ КК.
Описанные Заказчиком в "Описании объекта закупки" аппликаторы характерны только для оборудования компании ООО "СпектрАп", а именно - для аппарата рентгеновского стационарного терапевтического "Рентген-ТА 150/10". Между тем, для аппаратов "ТЕРАД 200" (производства ЗАО "ЛИНЕВ А ДАНИ") доступно более 30 штук аппликаторов на выбор Заказчика, различной формы, размера и РФП (расстояние фокус-поверхность), позволяющие реализовывать основные клинические задачи.
Указанные выше требования искусственно ограничивают конкуренцию, препятствуя возможности поставки оборудования компании ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ" которое уже долгое время применяются на территории России и Европы для лечения многочисленных видов онкологических заболеваний.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристики закупаемого товара, подходящие под одного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
На участие в закупке подано 2 ценовых предложения (заявок). В заявках участников предложен товар производства компании ООО "СпектрАп".
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЙДИ ПАРТНЕР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МЗ КК нарушение ч.2 ст.8, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (комиссии), Заказчику - МЗ КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 марта 2022 г. N 145/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022