Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие заявителя ИП Казанкиной А.А., надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджентого учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной онкологический диспансер" - Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 11.02.2022 года), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок", надлежащим образом извещенного, рассмотрев жалобу ИП Казанкиной А.А. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный) (реестровый N 0825500000722000344), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 10.03.2022 поступила жалоба ИП Казанкиной А.А. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный) (реестровый N 0825500000722000344) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 16.03.2022 года в 09 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии предстваителя заявителя ИП Казанкиной А.А. - Мозглякова Н.Н.(действующий по доверенности N1 от 10.01.2022 года), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджентого учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной онкологический диспансер" - Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 11.02.2022 года), Кликуновой И.И. (действующая по доверенности Nб/н от 11.02.2922 года), надлежащим образом извещенных, в присутсвии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Ходжаевой Д.Х (действующая по доверенности Nб/н от 13.01.2022 года), надлежащим образом извещенной.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 10:30 17.03.2022. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя ИП Казанкиной А.А., надлежащим образом извещенной, в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджентого учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной онкологический диспансер" - Свиридовой И.П. (действующая по доверенности Nб/н от 11.02.2022 года), надлежащим образом извещенной, в отсутствие представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок", надлежащим образом извещенного.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
01.03.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - извещение).
Заказчиком электронного аукциона на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный) (реестровый N 0825500000722000344) является Государственное бюджентое учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной онкологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 322 545,00 рублей.
1.Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено такое требование к объекту закупки, как: "Корпус изготовлен из эпоксидной смолы, дно и стенки камеры титановые", что в свою очередь ограничивает количество участников закупки. В подтверждение своего довода Заявителем предоставлено Росздравнадзора РФ N09П-53414 от 02.12.2021 года, из которого следует, что материал порт-системы не влечет никаких дополнительных функциональных возможностей для пользователя, то есть не влияет на потребительские (эксплуатационные) характеристики.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики при описании товара, работы, услуги использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Объектом закупки (реестровый N 0825500000722000344) является поставка изделий медицинского назначения (порт инфузионный), код КТРУ 32.50.50.190-00000977.
Согласно данным единой информационной системы Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки" в п.4.1.1, 4.1.2 установлены требования к поставляемому товару, в том числе к материалу такого товара: "Корпус изготовлен из эпоксидной смолы, дно и стенки камеры титановые".
При этом, в КТРУ описание товара с кодом 32.50.50.190-00000977 отсутствует.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчик на основании пункта 7 Правил руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отсылка Заявителя на письмо Росздравнадзора РФ N09П-53414 от 02.12.2021 года не может быть принята Комиссией Управления к оценке, поскольку данное письмо не опубликовано в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что закупаемый Заказчиком товар представлен на рынке РФ только 2 производителями, а именно ООО "ТитанБио" и ООО "Б.Браун Медикал". Заказчиком в п.4.1.1, 4.1.2 описания объекта закупки установлено такое требование как: "ЭКГ-кабель, совместимый с адаптером марки "Цертодин", имеющимся в ЛПУ". Так, по мнению Заявителя, такой ЭКГ-кабель также совместим с указанным адаптером производителя ООО "ТитанБио".
При этом, Заявителем не учтено следующее.
Установливая в п.4.1.1., 4.1.2 "Описания объекта закпуки" требования к объекту закупки Заказчик исходил из необходимости совместимости закупаемых товаров с адаптером "Цертодин", уже имеющимся у Заказчика.
Данные действия не обусловлены какими-либо иными причинами, кроме как наиболее эффективное удовлетворение нужд Заказчика.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия соглашается с позицией Заказчика о необходимости закупки конкретного порта инфузионного, имеющего ЭКГ-кабель, совместимого с адапетром "Цертодин", имеющегося у Заказчика.
Так, Заказчиком предоставлено письмо производителя адаптера "Цертодин" ООО "Б.Браун Медикал" из которого следует, что адаптер "Цертодин" может использоваться только с наборами для катетеризации центральных вен "Цертофикс" и порт-системами для сосудистого доступа "Селсайт". Производитель не может гарантировать корректное и безопасное функционирование любых других наборов, катетеров или порт-систем с адаптером "Цертодин", поскольку они не проходили необходимое тестирование в аккредитованной лаборатории B.Braun Melsungen AG, и, следовательно, их совместное применение не может быть признано безопасным как для пациентов, так и для медицинского персонала.
Одновременно Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). Любой сбой или поломка оборудования может негативно отразиться на своевременности и качестве оказания медицинской помощи, а также достоверности результатов исследуемых проб анализов.
В письме Росздравнадзора РФ от 22.06.2017 исх. N 04-31270/17 указано, что совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 отмечено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
При рассмотрении жалобы представителем Заявителя представлены документы, в которых указано, что ЭКГ-кабель производителя ООО "ТитанБио" также совместим с адаптером "Цертодин".
Данные документы не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку ООО "ТитанБио" не является производителем используемого Заказчиком адаптера и не может гарантировать полную совместимость своих товаров с товарами иных производителей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих необоснованное ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии после объявленного перерыва явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Казанкиной А.А. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" и уполномоченного органа Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (порт инфузионный) (реестровый N 0825500000722000344) необоснованной.
2.Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 марта 2022 г. N 030/06/42-318/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2022