Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<----->;
Членов Комиссии:
<----->;
<----->,
Заявитель и Заказчик, Уполномоченный орган должным образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей для участия в рассмотрении не представили,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика - МКОУ "Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Н.И. Яптунай" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны)", начальная (максимальная) цена контракта - 8 603 496,00 рублей (извещение N 0190300000722000105) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вход. N 1204 от 03.03.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении аукциона в электронной форме противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 24.02.2022 14:58 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 04.03.2022 10:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.03.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 05.03.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у победителя закупки дежурного подразделения (дежурной части) в месте нахождения объекта Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Охранная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 11.06.2021) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Закона N 2487-1 частным охранным организациям разрешено оказание 7 (семи) видов охранных услуг. Данный перечень охранных услуг является исчерпывающим и расширенном толкования не подлежит.
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 являются: 1) Защита жизни и здоровья граждан; 2) Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет свои лицензионные требования (далее - Положение).
В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно: а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи; в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии; г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты; д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств; е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки; ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам; з) опись прилагаемых документов.
Как следует из положения о лицензировании для получения лицензии на оказание 7 (седьмого) вида услуг, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются предусмотренные пунктами 11-13 Положения документы и опись прилагаемых документов.
Отсюда следует, что для получения лицензии как на оказание 3 (третьего), так и на оказание 7 (седьмого) вида охранных услуг, соискателю требуется исполнить лицензионные требование в том в числе по наличию у него дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы. Однако лицензионными требованиями устанавливается наличие круглосуточного дежурного подразделения не в каждом населенном пункте оказания охранных услуг, а одно круглосуточное дежурное подразделение у охранной организации.
В соответствии с ГОСТ 59044-2020 от 01.10.2020 года:
П. 3.1 дежурное подразделение охранной организации - это структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования);
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенную на официальном сайте ЕИС конкурсную документацию, представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с приложением "Описание объекта закупки" извещения об электронном аукционе установлены требования к Исполнителю, а именно: "В целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных настоящим техническим заданием Исполнитель:
- обязан иметь транспорт, дежурную часть и вооруженную группу быстрого реагирования на территории с. Гыда, которая оперативно, в срок, настоящего Технического задания, прибывает на охраняемые объекты при возникновении чрезвычайных ситуаций".
В своих возражениях Заказчик указал, что в извещение об электронном аукционе, в потребности на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) установлено, что Исполнитель обязан иметь транспорт, дежурную часть и вооруженную группу быстрого реагирования на территории с. Гыда, которая оперативно, в срок, настоящего Технического задания, прибывает на охраняемые объекты при возникновении чрезвычайных ситуаций. Устанавливая данное требование имелось ввиду, что сотрудник охранной организации будет находится вне здания школы со стационарной радиостанцией, посредством которой будет осуществлять координацию и контроль за работой постов охраны, которые находятся в учебных и спальных корпусах. В случае продолжительного времени отсутствия доклада с поста охраны, то незамедлительно туда отправляется группа быстрого реагирования. Также одной из основных задач является контроль за заступлением сотрудников охраны на посты.
По мнению Комиссии, Заказчик, возражая на довод жалобы Заявителя, не в полной мере раскрывает значение своего требования, говоря о том, что техническим заданием предусмотрено только лишь наличие у исполнителя дежурной части, так как в соответствии с описанием объекта закупки по мимо требования о наличии дежурной части на территории с. Гыда, Заказчиком установлено требование о том, что Исполнитель обязан перед началом оказания услуг в письменном виде предоставить Заказчику сведения (информацию) о наличии дежурной части на территории с. Гыда (с указанием адреса, места расположения), вооруженной группы быстрого реагирования, транспортных средств, обеспечивающих оказание услуг, предусмотренных настоящим Техническим заданием.
Установленное требование, по мнению Комиссии, не может относиться к качественным и функциональным характеристикам оказания услуги, и по своей сути является требованием к трудовым ресурсам.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев содержание Технического задания на его соответствие требованиям Закона о контрактной системе приходит к выводу, что Заказчик нарушил ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой не допускается включение в описание объекта закупки требований к производителю товара, к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в Техническом задании требование к участникам закупки противоречит положениям ч. 3. ст. 33 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно сведений размещенных на официальном сайте ЕИС по закупке N0190300000722000105, на участие в данной закупке было подано 8 заявок, 6 из которых допущены к участию, среди которых имеется так же заявка Заявителя, которая признана соответствующей извещения о проведении аукциона.
По мнению Комиссии, указанное нарушение не отразилось на результатах определения поставщика.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесение изменений в проект контракта при направлении его победителю, с учетом указанного выше решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия Заказчика - МКОУ "Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Н.И. Яптунай" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны)", начальная (максимальная) цена контракта - 8 603 496,00 рублей (извещение N 0190300000722000105), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика (с учетом функций, осуществляемых Уполномоченным органом при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчиков МО Тазовский район - обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190300000722000105) о необходимости представить в срок до 07.04.2022 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 08.04.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <----->
Члены Комиссии: <----->
<----->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 марта 2022 г. N 089/06/33-169/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2022