Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
...- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
заказчика администрации муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Намский улус" РС (Я), заказчик): _(представитель по доверенности),
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ориентир" (далее - ООО "Ориентир", заявитель): ... (представитель по доверенности);
в отсутствие:
уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками Намского улуса" (далее также - МКУ "УМЗ Намского улуса", уполномоченный орган): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ориентир" на действия (бездействия) заказчика Администрации МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов 14:18:060001, 14:18:060002, 14:18:060003, 14:18:060004, 14:18:070001, 14:18:190001 в муниципальном образовании "Намский улус" (извещение N 0816300023622000008), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Ориентир" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "Ориентир" следует, что:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
3. Разъяснение положений Извещения, представленное заказчиком в ответ на запрос, изменяет положения Извещения.
4. Критерии оценки, а именно перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки показателям оценки, а также формулы расчета баллов не соответствуют Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Ориентир" обоснованной на основании следующего.
1. Извещение N 0816300023622000008 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" - 15.02.2022;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 457 606,00 рублей;
4. На участие в закупке подано 7 (семь) заявок от участников закупки, 3 (три) заявки признаны соответствующими требованиям, установленным извещением об электронном конкурсе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав присутствующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Ориентир" обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлены требования к участникам закупки:
"Участник закупки, осуществляющий свою деятельность в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 21 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 г. N1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, включающую в себя виды деятельности на осуществление:
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
- создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций.
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии(й) лицензии(й).
2. В соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333, участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии(й) лицензии(й).
3. Участник закупки в соответствии с ч.1 с ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер должен быть членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Соответствие требованиям подтверждается предоставлением выписки из реестра членов СРО кадастровых инженеров".
Согласно пункту 42 части 1 статьи 12 Федерального закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
В соответствии с извещением, предметом открытого конкурса в электронной форме является выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов 14:18:060001, 14:18:060002, 14:18:060003, 14:18:060004, 14:18:070001, 14:18:190001 в муниципальном образовании "Намский улус".
С учетом вышеизложенного, при выполнении комплексных кадастровых работ по данной закупке не требуется наличие лицензии.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что при объединении в один лот работ, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и работ, для выполнения которых такая лицензия не требуется, установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие копии такой лицензии будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" лицензированию подлежит деятельность по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 9 Закона о государственной тайне, отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Согласно статьи 16 Закона о государственной тайне выполнение органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями требований, предусмотренных статьей 27 Закона о государственной тайне, является обязательным условием для передачи им сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.
Кроме того, статьей 17 Закона о государственной тайне определено, что заказчик совместных работ обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности до передачи сведений, составляющих государственную тайну.
В Извещении и Информационной карте к Извещению закупки заказчиком установлено, в том числе, следующее:
"2. В соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333, участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Соответствие требованиям подтверждается предоставлением копии(й) лицензии(й)."
В ответе на запрос N1454237 от 22.02.2022 09:15 о разъяснении положений извещения N0816300023622000008 от 15.02.2022 г заказчик указал следующее:
Заказчиком установлено требование о том, что участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сведения по предмету закупки не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" лицензированию подлежит деятельность по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Данная позиция подтверждается решением Якутского УФАС от 15.04.2020 N 014/06/59-846/2020 (прилагается). Прошу разъяснить на основании какого пункта какого нормативно-правового акта установлено требование о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также какие сведения составлят государственную тайну по предмету закупки? |
В ходе проведения комплексных кадастровых работ проводится инструментальная съемка с использованием государственных геодезических сетей и связи предусмотренных геодезических систем координат. Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 27.02.2017 года N 1с/МО "Перечень сведений, подлежащих засекречиванию" относит использование в работе более 9-ти пунктов государственной геодезической сети к сведениям, подлежащих засекречиванию, а именно: пп. 3.4.11 п. 60 приказа устанавливает: "Сведения, раскрывающие содержание каталогов пунктов государственных геодезических сетей, государственных гравиметрических сетей, государственных нивелирных сетей в государственных системах координат на территорию Российской Федерации, - секретно Таким образом, в документации установлены обоснованные требования о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. |
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. Прошу разъяснить какие именно сведения, содержащие государственную тайну, будут переданы заказчиком исполнителю работ? |
Сведениями содержащие государственную тайну, являются координаты пунктов государственной геодезической сети, которые исполнитель запрашивает самостоятельно согласно имеющимся у них лицензиям. Кроме того, условиями описания объекта закупки не предусмотрена передача сведений, составляющих государственную тайну.
|
Таким образом в разъяснении положений Извещения заказчик указывает, что условиями описания объекта закупки не предусмотрена передача сведений, составляющих государственную тайну.
Предметом закупки является - выполнение комплексных кадастровых работ.
Однако Комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
При установлении данного требования заказчиком не учтено, что требование о наличии лицензии может быть установлено только в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия.
Вместе с тем, статьей 5 Закона о государственной тайне установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну: сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Таким образом, в данный перечень не включены работы по предмету открытого конкурса в электронной форме.
При этом заказчик на заседание Комиссии не предоставил документов и сведений, свидетельствующих о правомерном установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Довод жалобы в части того, что разъяснение положений Извещения, представленное заказчиком в ответ на запрос, изменяет положения Извещения, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ответе на запрос N1454237 от 22.02.2022 09:15 о разъяснении положений извещения N0816300023622000008 от 15.02.2022 г заказчик указал следующее:
"В ходе проведения комплексных кадастровых работ проводится инструментальная съемка с использованием государственных геодезических сетей и связи предусмотренных геодезических систем координат.
Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 27.02.2017 года N 1с/МО "Перечень сведений, подлежащих засекречиванию" относит использование в работе более 9-ти пунктов государственной геодезической сети к сведениям, подлежащих засекречиванию, а именно: пп. 3.4.11 п. 60 приказа устанавливает: "Сведения, раскрывающие содержание каталогов пунктов государственных геодезических сетей, государственных гравиметрических сетей, государственных нивелирных сетей в государственных системах координат на территорию Российской Федерации, - секретно
Таким образом, в документации установлены обоснованные требования о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну."
Между тем, в противоречие изложенному, в описании объекта закупки заказчиком не установлены методы, которые исполнитель работ обязан использовать при проведении работ.
При этом, согласно действующему законодательству работы могут быть использованы с применением различных методов, выбор которых опеределяется исполнителем работ. Согласно статье 42.4. Федерального закона N221-ФЗ "О кадастровой деятельности", единственным результатом ККР является исключительно "подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения", при этом не устанавливаются методы получения указанного результата работ.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Довод жалобы в части того, что критерии оценки, а именно перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки показателям оценки, а также формулы расчета баллов не соответствуют Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, признан обоснованным на основании следующего.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение) установлено следующее:
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения установлено следующее:
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом Положением предусмотрен установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки установленным показателям оценки критериев оценки.
Между тем, в Критериях оценки документации о закупке заказчиком установлено следующее:
"Опыт выполнения работы, связанной с предметом контракта, подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:
1) копии государственных и муниципальных контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ (в случае, если в государственные и муниципальные контракты/ договора вносились изменения (дополнения), необходимо предоставить копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения));
2) копии акта(ов) о приемке выполненных работ, подтверждающих исполнение контрактов (договоров) (копии всех страниц);
3) копии карта-планов территорий, составленных в рамках выполнения комплексных кадастровых работ и утвержденных уполномоченными органами в порядке, установленном главой 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Кроме того, пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Между тем, формулы расчета значения количества баллов, присваиваемых заявке, установленные заказчиком в Критериях оценки документации о закупке не соответствуют пунктам 20 - 23 раздела IV Положения.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 2.1 Части 3 "Критерии оценок на участие в открытом конкурсе в электронной форме":
2.1. Показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта"
При оценке заявок на участие в закупке по данному показателю оценивается общая цена контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ, исполненных участником закупки в период с 2018-2021 гг. в рамках которых определение координат характерных точек границ объектов недвижимости произведено геодезическим методом в условиях III (пункт 5) и V природной категории сложности местности, характеристики которых установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.01.2012 N 14 "Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана" (раздел 3 приложения N2):
N п/п |
Номер пункта и природной категории сложности местности |
Характеристика природных категорий сложности |
1. |
III категория, пункт 5 |
Населенные пункты преимущественно одно- и двухэтажной застройки. Передвижение возможно на автомашине повышенной проходимости |
2. |
V категория, пункт 1 |
Местность горная, с большим числом скальных обнажений и осыпей. |
3. |
V категория, пункт 2 |
Местность горная, полностью заросшая кустарником и лесом, сильно расчлененная. |
4. |
V категория, пункт 3 |
Местность таежная, с завалами и подлеском, сильно заболоченная. |
5. |
V категория, пункт 4 |
Заболоченные участки тундры и лесотундры. |
6. |
V категория, пункт 5 |
Труднопроходимые болота. |
7. |
V категория, пункт 6 |
Заболоченная пойма реки, заросшая камышом и кустарником. |
8. |
V категория, пункт 7 |
Незакрепленные пески. |
Опыт выполнения работы, связанной с предметом контракта, подтверждается при наличии в заявке всех нижеперечисленных документов:
1) копии государственных и муниципальных контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ (в случае, если в государственные и муниципальные контракты/ договора вносились изменения (дополнения), необходимо предоставить копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения));
2) копии акта(ов) о приемке выполненных работ, подтверждающих исполнение контрактов (договоров) (копии всех страниц);
3) копии карта-планов территорий, составленных в рамках выполнения комплексных кадастровых работ и утвержденных уполномоченными органами в порядке, установленном главой 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно статьи 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно части 5 статьи 24.1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. Все документы или их копии, представленные или подготовленные для включения в состав карты-плана территории в форме документа на бумажном носителе, включаются в ее состав в виде электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, или копии этого документа. Форма карты-плана территории и требования к ее подготовке, а также форма акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Указанная в части 5 статьи 24.1 Закона о государственной регистрации недвижимости форма и требования установлены Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 N "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке" (далее -Приказ Минэкономразвития).
Согласно пункту 26 Приказа Минэкономразвития, при заполнении текстовой части карты-плана территории указывается метод определения координат характерных точек границ земельных участков, контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который применялся при осуществлении комплексных кадастровых работ, обеспечивающий точность определения таких координат в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности:
1) геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3) аналитический метод.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения координаты характерных точек их границ, не являющихся одновременно характерными точками границ земельных участков, отнесенных к иным категориям земель, могут определяться картометрическим методом.
Также допускается применение картометрического и (или) фотограмметрического методов определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ земельных участков иных категорий (земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) в комплексе с иными методами определения координат (кроме аналитического) при одновременном соблюдении следующих условий:
картографические материалы или материалы дистанционного зондирования Земли содержатся в государственных фондах пространственных данных;
указанные материалы позволяют определить значения координат характерных точек границ земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с установленными для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования требованиями к точности;
указанные материалы позволяют достоверно определить положение на местности границ земельных участков (например, границы земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения и такой объект местности отображен на используемых картографических материалах или материалах дистанционного зондирования Земли).
Таким образом, при выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель может использовать все вышеперечисленные методы, а также самостоятельно выбрать каким методом из допустимых определять координаты характерных точек и выполнять контракт по комплексным кадастровым работам.
Соответственно, в критериях оценки заявок по показателю наличия у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, установлен только геодезический метод при наличии различных методов определения координат, что нарушает Закон о контрактной системе и ограничивает конкуренцию участников закупки.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление правительства N 2604), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
"г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок."
Между тем, в Части 3 "Критерии оценки заявок" пункта 2.1. Показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" указано следующее:
"При оценке заявок на участие в закупке по данному показателю оценивается общая цена контрактов (договоров) на выполнение комплексных кадастровых работ, исполненных участником закупки в период с 2018-2021 гг."
В нарушение вышеуказанного пункта порядок оценки и рассмотрения заявок участников открытого конкурса в электронной форме заказчик не позволяет участникам открытого конкурса в электронной форме предоставить информацию об исполненных участником закупки сведений об исполнении контрактов (договоров) за последние 5 лет, тем самым ограничивая конкуренцию среди участников, не принимая к оценке контракты и договоры, исполненные ранее 2018 года.
Действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Ориентир" на действия (бездействия) заказчика Администрации МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении кадастровых кварталов 14:18:060001, 14:18:060002, 14:18:060003, 14:18:060004, 14:18:070001, 14:18:190001 в муниципальном образовании "Намский улус" (извещение N 0816300023622000008) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункт 3 части 2 статьи 42, часть 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 марта 2022 г. N 014/06/54.1-308/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2022