Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 16.03.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
при участии:
представителя Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очирова В.Г. (приказ N 93 от 01.06.2021 г.);
представителя Заказчика МКОУ "Лаганская СОШ N4 им. Джамбинова Замбы Эрдниновича" - директора школы - Очирова М.В.;
в отсутствии представителя Заявителя - индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А.,
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А., проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 09.03.2022 г. вх.N 08/10-06 поступила жалоба от индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на действия Заказчика - МКОУ "Лаганская СОШ N4 им. Джамбинова Замбы Эрдниновича", Уполномоченного органа - Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок РК при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по капитальному ремонту здания МКОУ "Лаганская СОШ N4 им. Джамбинова З.Э" по ул. Пришкольная, 3а, в г. Лагань Республики Калмыкия, реестровый номер извещения N 0105500000222000170.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята. Уведомлением N 08/429 от 10.03.2022 г. рассмотрение жалобы индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. назначено на 14 марта 2022 года в 11 часов 00 минут.
Заявитель считает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства от 21.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21, а именно установлено требование о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 20% от НМЦК.
14.03.2022 г. представитель Уполномоченного органа на рассмотрении жалобы в своих возражениях сообщил, что с доводами Заявителя не согласен, считает, что Заказчик действовал в рамках действующего законодательства, в удовлетворении заявленных в жалобе требований просит отказать.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение жалобы на 15.03.2022 г. в 15 часов 00 минут для изучения материалов дела, лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения.
Заявитель - индивидуальный предприниматель Меньшиков Р.А на рассмотрении не присутствовал, заявлений, ходатайств также не поступало.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
21.02.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105500000222000170, а также документация открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Капитальный ремонт здания МКОУ "Лаганская СОШ N4 им. Джамбинова З.Э" по ул. Пришкольная, 3а, в г. Лагань Республики Калмыкия". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 66 696 900 (шестьдесят шесть миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: в 10 часов 00 минут по московскому времени "09" марта 2022 года. Дата подведения итогов определения поставщика: "14" марта 2022 года.
1. В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Правил при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Согласно пункту 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящих Правил, применяются детализирующие показатели (п. 25 Правил).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571)
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1 Постановления N 2571).
Пунктом 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571 в отношении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 позиции N10 Приложения Постановления N 2571 к информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, учитывая объект закупки "капитальный ремонт здания МКОУ "Лаганская СОШ N4 им. Джамбинова З.Э. по ул.Пришкольная, 3а, в г. Лагань Республики Калмыкия" и начальную (максимальную) цену контракта - 66 696 900 (шестьдесят шесть миллионов шестьсот девяносто шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 10 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что в Извещении о проведении открытого конкурса Заказчиком предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки исходя из пункта 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571, которым предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Уполномоченного органа в своих возражениях также пояснил, что установленные критерии оценки выбраны Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки, условий муниципального контракта.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС делает вывод о том, что установление Заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта" установлен в соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2021 г. N 2571, не противоречит Закону о контрактной системе и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки.
Учитывая, что Заявитель в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе, не указывает на сами нормы Закона о контрактной системе, которые нарушает Заказчик, а так же ссылается на письмо ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 разъясняющее недействующее Законодательство, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Габунов А.В.
Мергенова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 16 марта 2022 г. N 008/06/54.3-47/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2022