Резолютивная часть решения объявлена 15.03.2022 г.
Изготовлено в полном объеме 18.03.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, Заместитель Руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Заказчика МКОУ "Яшкульская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) Мушаева И.В. (доверенность N30 от 14.03.2022); представителя Уполномоченного органа Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия - Очиров В.Г. (указ N 93 от 01.06.2021 г.).
в отсутствии представителя заявителя "ИП Меньшикова Р.А." (далее - Заявитель), надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения жалобы.
Рассмотрев в открытом заседании "ИП Меньшикова Р.А."
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 09.03.2022 г. поступила жалоба от "ИП Меньшикова Р.А." на положение аукционной документации Заказчика - МКОУ "Яшкульская средняя общеобразовательная школа", уполномоченный орган - Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия при проведении открытого конкурса в электронной форме работ по капитальному ремонту корпусов начальной и основной школы МКОУ "Яшкульская СОШ", расположенных по адресу: Республики Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Губаревича, д. 20, реестровый номер извещения N 0105500000222000164.
Уведомлением от 10.03.2022 г. рассмотрение жалобы "ИП Меньшикова Р.А." назначено на 14 марта 2022 года в 10:00 часов 00 минут, лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы "ИП Меньшикова Р.А."
Заявитель считает, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системы.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при описании объекта закупки и формировании извещения о проведении закупки, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
19.02.2022 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105500000222000164 о проведении открытого конкурса в электронной форме работ по капитальному ремонту корпусов начальной и основной школы МКОУ "Яшкульская СОШ", расположенных по адресу: Республики Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Губаревича, д. 20.
Начальная (максимальная) цена контракта - 62 601 730 (шестьдесят два миллиона шестьсот одна тысяча семьсот тридцать) рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.03.2022 г. в 10:00.
Дата и время проведения открытого конкурса - 09.03.2022 г.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из довода жалобы Заявителя следует, что:
Заявитель считает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления Правительства от 21.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21, а именно установлено требование о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 20% от НМЦК.
14.03.2022 г. в ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика и Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы устно заявили: по доводам жалобы Заявителя ссылается на решение Ямало-Ненецкого УФАС России N 089/06/33-70/2022 от 09.02.2022 г. с доводами Заявителя не согласен полностью, считает, что действовал в рамках действующего Законодательства.
Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение жалобы на 15.03.2022 г. в 14 часов 30 минут для изучения материалов дела, лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены правила оценки заявок (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Правил при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Согласно пункту 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящих Правил, применяются детализирующие показатели (п. 25 Правил).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571)
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1 Постановления N 2571).
Пунктом 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571 в отношении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 позиции N10 Приложения Постановления N 2571 к информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, учитывая объект закупки "капитального ремонта корпусов начальной и основной школы МКОУ "Яшкульская СОШ", расположенных по адресу: Республики Калмыкия, Яшкульский район, п. Яшкуль, ул. Губаревича, д. 20." и начальную (максимальную) цену контракта - 62 601 730 (шестьдесят два миллиона шестьсот одна тысяча семьсот тридцать) рублей 00 копеек, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 10 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что в Извещении о проведении открытого конкурса Заказчиком предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки исходя из пункта 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571, которым предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель Уполномоченного органа в своих возражениях также пояснил, что установленные критерии оценки выбраны Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки, условий муниципального контракта.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС делает вывод о том, что установление Заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта" установлен в соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2021 г. N 2571, не противоречит Закону о контрактной системе и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки.
Учитывая, что Заявитель в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе, не указывает на сами нормы Закона о контрактной системе, которые нарушает Заказчик, а так же ссылается на письмо ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 разъясняющее недействующее Законодательство, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Габунов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 18 марта 2022 г. N 008/06/54.3-45/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2022