Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Джанкойская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - Авамилева К.А. (по доверенности),
- ООО "ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Заявитель) - Тимошенко-Соломатина А.Г. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки "Создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения (отходы класса В)" (извещение N0375200016122000006) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе и неверно выбравшего способ определения поставщика.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является "Создание и эксплуатация комплексной системы снижения эпидемиологических рисков деятельности учреждения (отходы класса В)".
Заказчиком выбран код ОКПД2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки".
По мнению Заявителя, Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика и код ОКПД2.
Согласно возражениям Заказчика:
"Заказчиком выбран код ОКПД 2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки", так как в соответствии с техническим заданием в обязанности исполнителя входит:
1. Транспортировать контейнеры с отходами класса В вне территории ЛПУ только в закрытых кузовах, специально применяемых для этих целей автомашин.
2. Перевозить контейнеры с отходами специально приспособленными для этих целей транспортными средствами с цельнометаллическим кузовом, оснащенными креплением контейнеров внутри кузова и дополнительными замками-запорами для внешних дверей кузова, исключающих их непроизвольное раскрытие во время движения и возникновения аварийной ситуации.
3. Транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, обладающие активностью против возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, легионеллез, туляремия), ветошь и другое).
4. Исполнитель обязан подвергать мытью и дезинфекции многоразовые контейнеры для временного хранения отходов класса В после каждого опорожнения с использованием моющих и дезинфицирующих средств, обладающих антимикробной активностью в отношении граммположительных и граммотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза), возбудителей внутрибольничных и анаэробных инфекций, грибов рода Кандида и Трихофитон, плесневых грибов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа, Коксаки, ECHO, полиомиелита, энтеральных, парентеральных гепатитов).
5. Транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом протирания растворами дезинфицирующих средств с антимикробными, противовирусными противогрибковыми, овоцидными, спороцидными свойствами с использованием ветоши, щеток.
6. Производить вывоз контейнеров с медицинскими отходами класса В согласно графику вывоза отходов. Забор контейнеров с пункта временного сбора и накопления Заказчика производится без участия сотрудников Заказчика.
7. Исполнитель обязан производить обезвреживание медицинских отходов класса В согласно СанПиН 2.1.3684-21, помещения объектов обезвреживания медицинских отходов должны быть оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
8. Предоставить за свой счет одноразовые расходные материалы (пакеты ПВД), одноразовые контейнеры в объемах и с характеристиками в соответствии с настоящим техническим заданием. Предоставить в пользование на срок действия контракта многоразовые пластиковые контейнеры объемом 120 литров в необходимом количестве.
9. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование для обеззараживания и очистки воздуха - бактерицидный рециркулятор, который должен снижать уровень микробной обсемененности в помещениях в непрерывном режиме.
10. Разработать собственными силами или с привлечением соисполнителей программное обеспечение для учета движения принадлежащих Заказчику, либо находящихся в пользовании у Заказчика контейнеров, используемых для сбора, накопления и транспортировки медицинских отходов класса В. Передать данное программное обеспечение на весь срок действия контракта Заказчику, либо предоставить возможность пользования данным программным обеспечением в течение всего срока действия контракта, в течении пяти дней с момента его подписания.
11. Предоставить Заказчику на срок действия контракта неисключительную лицензию на пользование данным программным обеспечением.
12. Предоставить Заказчику во временное пользование на период действия контракта оборудование, необходимое для получения информации, образующейся в процессе функционирования программного обеспечения. Программное обеспечение и оборудование должно исключать непосредственное физическое присутствие сотрудников Заказчика в помещениях, где осуществляется процесс приема-передачи отходов, и обеспечивать объективный контроль за движением контейнеров от пункта накопления отходов Заказчика до объекта обезвреживания отходов. Стоимость пользования оборудованием включена в стоимость контракта.
Таким образом, утверждение Заявителя, что предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов, ошибочно, и высказано в жалобе лишь с целью ввести комиссию Крымского УФАС в заблуждение и защитить свою позицию. В предмет закупки включены услуги, функционально и технологически дополняющие друг друга и позволяющие в полной мере удовлетворить потребности Заказчика.
Приведенный в жалобе код ОКПД 2, который, по мнению Заявителя, должен был применяться Заказчиком 38.12.11 "Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов" не может быть применен в настоящей закупке. Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов не входят в предмет закупки.
Таким образом, Заказчик во избежание нарушения законодательства о контрактной системе не может применять данный код при планировании и осуществлении данного конкурса.
Наиболее подходящим кодом ОКПД 2, является код 52.10.19.900 Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки.
Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактное светик, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является правом Заказчика".
Выбранный Заказчиком код ОКПД 2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки" не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом требований Закона о контрактной системе".
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Министерства финансов России, изложенная в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Вместе с тем, Заявитель не предоставил в жалобе доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД2 объекту Закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД нарушает права Заявителя, в том числе препятствовало найти оспариваемую Закупку, а также подаче заявки на участие в Закупке.
Выбранный Заказчиком код ОКПД2 52.10.19.900 "Услуги по складированию и хранению прочие, не включенные в другие группировки" не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о Закупке незаконно установлено требование о предоставлении оборудования, а именно:
"Количество предоставляемых на период действия контракта Исполнителем оборудования, программного обеспечения:
N п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
Считыватели РФИД-меток |
50 штука |
2 |
Программное обеспечение |
1 рабочее место |
3 |
Неисключительное право на пользование программным обеспечением |
1 лицензия |
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика:
"Требования, установленные Заказчиком в Техническом задании в отношении программного обеспечения и оборудования связано с необходимостью предотвращения возможности проникновения опасных микроорганизмов за пределы лечебного учреждения, а также для контроля за процессом исполнения исполнителем контракта в части надлежащего качества утилизации медицинских отходов. Согласно п. 163 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 Зв 3 (далее - СанПиН 2.1.368421) система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы.
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы,
- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Согласно пункту 178 СанПиН 2.1.3684-21 контейнеры, для сбора отходов должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию температур с учетом климатических условий, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Согласно пункту 202 СанПиН 2.1.3684-21 процессы перемещения отходов от мест их образования к местам их временного хранения, обезвреживания и (или) обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы.
Согласно пункту 209 СанПиН 2.1.3684-21 факт вывоза и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, должен иметь документарное подтверждение.
В соответствии с ГОСТ Р 56614-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Идентификация и определение количества отходов, утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 октября 2015 г. N 1461-ст стандарт выводит методы обращения с отходами на этапе их сбора в контейнеры на новый уровень наилучших доступных технологий с применением современных средств автоматизации. Предметом стандартизации являются наилучшие доступные технологии, в данном случае с использованием средств автоматизированной обработки контейнеров, загруженных отходами в заданном и определяемом количестве. Аспектом стандартизации являются идентификация и определение количества отходов, собираемых в модернизированные системы контейнеров нового поколения.
Для целей настоящего стандарта интерфейсы нумеруются следующим образом:
Применение данного стандарта полностью исключает возможность физического контакта с инфицированными (в том числе и коронавирусной инфекцией) отходами и дает возможность определить количество отходов и полностью отследить контроль за движением контейнеров с отходами до объекта обезвреживания, тем самым минимизировав риски заражения.
Кроме того, к программному обеспечению, указанному Заказчиком в Техническом задании не установлено требований, потенциальный Исполнитель оказывает услуги исходя из своих сил и возможностей. Исполнитель вправе сам определить систему программного обеспечения.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей.
Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что установленные требования в отношении программного обеспечения и оборудования связано с необходимостью предотвращения возможности проникновения опасных микроорганизмов за пределы лечебного учреждения, а также для контроля за процессом исполнения исполнителем контракта в части надлежащего качества утилизации медицинских отходов. Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, на участие в Закупке было подано три заявки.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников Закупки, что требуемое программное обеспечение или оборудование недоступно в общем гражданском обороте.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 марта 2022 г. N 082/06/106-337/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2022