Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Панацея" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства культуры Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению Всероссийского съезда директоров клубных учреждений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007722000038) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок по детализирующему показателю "Качество услуг" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.03.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.03.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 24.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 300 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 05408011140596486244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.03.2022;
6) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 17.03.2022;
7) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, допущенные к участию в Конкурсе;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участник в Конкурсе, 6 заявок участников закупки признаны советующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, поскольку по Детализирующему показателю Критерия отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "в" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение N 4 к Извещению) Критерий содержит Детализирующий показатель, в рамках которого оценке подлежит содержание предложения о качественных характеристиках объекта закупки, представленное в составе заявки участника Конкурса со следующим порядком присвоения баллов:
- в составе заявки предоставлен подробный сценарный план каждого мероприятия и синопсис основной части каждого мероприятия, указанного в Техническом задании, отвечающие требованиям Технического задания, с указанием лиц задействованным в участии мероприятия (коллективы, солисты, артисты, организационный комитет и др.), а также используемое оборудование (аппаратура) при проведении мероприятия (при наличии). В составе предложения представлено описание исполнения всех обязательств, предусмотренных Техническим заданием - 100 баллов;
- в составе заявки предоставлен не подробный сценарный план (не указана кандидатура лица задействованного в участии мероприятия и/или не указана кандидатура нескольких лиц), и/или не предоставлен синопсис основной части каждого мероприятия, указанного в Техническом задании, соответствующие требованиям Технического задания, и/или представленные сценарный план и синопсис основной части мероприятия не являются подробными хотя бы для одного из мероприятий, указанных в Техническом задании, а также не представлено используемое оборудование (аппаратура) для проведения мероприятия в Техническом задании (при наличии). В составе предложения представлено не полное описание исполнения обязательств, предусмотренных Техническим заданием - 50 баллов;
- в составе заявки: представлено только полностью скопированное Техническое задание, или представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без подробного сценарного плана каждого мероприятия и синопсиса основной части каждого мероприятия, указанного в Техническом задании, отвечающего требованиям Технического задания, без указания лиц, задействованных в участии мероприятия (коллективы, солисты, артисты, организационный комитет и др.), а также без используемого оборудования (аппаратуры) при проведении мероприятия (при наличии). В составе предложения отсутствует описание исполнения всех обязательств, предусмотренных Техническим заданием. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг" - 0 баллов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что значение количества баллов по Детализирующему показателю Критерия установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Положению.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, из жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, поскольку установленный порядок оценки является необъективным и ставит участников Конкурса в неравное положение.
Согласно Детализирующему показателю Критерия оценке подлежат предложения о качестве оказания услуг с указанием всех способов исполнения обязательств, предусмотренных Техническим заданием (приложение N 1 к Извещению).
Между тем, изучив порядок рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение, а также не предоставляется возможным определить, какие именно способы исполнения обязательств, предложенные участниками закупки, будут учитываться Комиссией по осуществлению закупок, поскольку в Извещении должным образом не раскрыты понятия "подробности" и "полноты", позволяющие определить предмет оценки, в связи с чем указанный порядок рассмотрения и оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия может быть применен Комиссией по осуществлению закупок по своему субъективному усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Панацея" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.03.2022 по делу N 28/06/105-768/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2022 г. N 28/06/105-768/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2022