Резолютивная часть решения оглашена 22.03.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
в присутствии представителей:
заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Солнышко" села Долгоруково Долгоруковского муниципального района Липецкой области,
уполномоченного учреждения - муниципального казенного учреждения Долгоруковского муниципального района "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко" с.Долгоруково, по ул.Ивана Ермолова, д.2 (реестровый номер 0846600001122000007) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 124 от 21.03.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 17.03.2022 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Солнышко" села Долгоруково Долгоруковского муниципального района Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в Единой информационной системы в сфере закупок (далее- ЕИС) в разделе "жалобы".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направил.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе:
1) в структурированной и печатной формах извещения установлены противоречащие дополнительные требования к участникам закупки;
2) в извещении о проведении электронного аукциона не требуется предоставления участником закупки документов, подтверждающих принадлежность членства в саморегулирумой организации.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили затребованные документы, а также письменное мнение на жалобу.
Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко" с.Долгоруково, по ул.Ивана Ермолова, д.2 (реестровый номер 0846600001122000007), а также приложения к нему, размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 300 979,20 руб.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко" с.Долгоруково, по ул.Ивана Ермолова, д. 2.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном с использованием ЕИС, и печатном извещении установлены противоречивые дополнительные требования к участникам закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571) установлены к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки". Так, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 10 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта):
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
Как установлено, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко".
Таким образом, поскольку объектом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, то заказчик, в силу приведенных положений Постановления Правительства РФ N 2571, ст. 31 Закона о контрактной системе обязан установить в извещении о проведении электронного аукциона указанное дополнительное требование к участникам электронного аукциона.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в печатной форме извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в извещении о проведении электронного аукциона, сформированное уполномоченным учреждением с использованием ЕИС, содержится дополнительное требование к участникам закупки с учетом позиции 7 ("Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта") приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона о контрактной системе, в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Ввиду вышеизложенного, поскольку извещение о проведении электронного аукциона, сформированное уполномоченным учреждением с использованием ЕИС, содержит дополнительное требование к участникам закупки, не соотносимое с объектом закупки, то в действиях уполномоченного учреждения содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих их членство в саморегулируемой организации, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко".
Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
На основании части 5 статьи 55.17 ГрК РФ форма выписки из реестра членов СРО устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями. Форма выписки из реестра членов СРО установлена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
В извещении о проведении электронного аукциона установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, включающий в себя требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в числе прочего, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В размещенном в ЕИС электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки", установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является выписка (либо копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
Однако, из приведенных положений градостроительного законодательства следует, что, исходя из объекта закупки, участниками для участия в электронном аукционе должны предоставляться выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, но не выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Таким образом, требования к составу заявки установлены ненадлежащим образом, без учета требований градостроительного законодательства и объекта закупки, что нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку единственным участником закупки представлены документы в подтверждение соответствия требованиям градостроительного законодательства и Постановления Правительства РФ N 2571.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту фасада МБДОУ детский сад "Солнышко" с.Долгоруково, по ул.Ивана Ермолова, д.2 (реестровый номер 0846600001122000007) обоснованной.
2. В действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 марта 2022 г. N 048/06/105-294/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2022