Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление "П_" - _, действующего на основании доверенности N 104/13-23 от 17.03.2022 года со сроком действия 5 (пять) лет;
Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия - _, действующей на основании доверенности б/н от 17.03.2022 года со сроком действия 1 (один) год; _, действующей на основании доверенности б/н от 17.03.2022 года со сроком действия 1 (один) год;
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" _, действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021 года сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 22 марта 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление "П_" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000322000365 на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 15 марта 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 17.03.2022 года N 201 рассмотрение жалобы назначено на 21.03.2022 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 17.03.2022 года N 201 о назначении дела N 013/06/42-201/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, заявленного Заявителем, Уполномоченным учреждением, сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
21.03.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 11 часов 00 минут 22.03.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе сторон и Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N 0809500000322000365 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС - 05.03.2022 17:52 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 8 525 408,01 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 16.03.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 16.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 18.03.2022.
Код бюджетной классификации: 8151102066P552280244.
Закупка осуществляется в рамках реализации национального проекта "Демография" (федеральный проект "Спорт-норма жизни").
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2022 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 10.03.2022 года (время московское) поступили 3 (три) заявки на участие в электронном аукционе под идентификационным номером:1716273, 1716288, 1715954. На основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения по доводам жалобы Заявителя, которые приобщены к материалам настоящего дела (вх.N1768 от 21.03.2022 года, вх.N1785 от 21.03.2022 года).
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения представителей сторон, участвовавших при рассмотрении настоящего дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчик, излишне детализировав характеристики объекта закупки, а именно установив требования в части материалов изготовления каждого элемента закупаемого товара; требования о соответствии отдельных стальных элементов товара ГОСТ 3262-75; требования о наличии информационной таблички, нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона контрактной системе).
При этом, как установлено в части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе при описании объекта закупки включить такие характеристики товара, работ, услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, однако параметры, установленные при описании объекта закупки, не должны приводить к сокращению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки с учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (всего 26 позиций).
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам требуемого к поставке товара установлены Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки". При этом, данные характеристики включают максимальные и минимальные значения показателей и значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив раздел "Описание объекта закупки" и установленные Заказчиком требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам требуемого к поставке товара, приняв во внимание возражения представителей Заказчика, отмечает, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для Заказчика, жалоба Заявителя не содержит.
Заявителем не представлено бесспорных доказательств того, что на соответствующем товарном рынке поставки отсутствует товар с требуемыми Заказчиком характеристиками, что оспариваемое требование к товару повлекло за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничило право Заявителя на участие в электронном Аукционе, препятствовало каким-либо образом подаче заявки Заявителем на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения пунктов 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ и услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 - 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России объектом рассматриваемой закупки является поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (всего 26 позиций). По 18 позициям товара, указанным в разделе "Описание объекта закупки", Заказчиком установлены коды КТРУ: "32.30.14.119-00000062"; "32.30.14.119-00000060"; "32.30.14.119-00000058" и т.д.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны отличные от КТРУ (дополнительные) характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик, указанных в КТРУ, Заказчик определив свои потребности, установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
На заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Правил в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре, следовательно, довод Заявителя относительно ненадлежащего обоснования дополнительных характеристик, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Как отмечалось ранее, согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Комиссия Мордовского УФАС России изучив требования к функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам требуемого к поставке товара, изложенным в разделе "Описание объекта закупки" извещения о проведении закупки, установила, что по отдельным позициям (3, 5, 17 и т.д. (приведенный в настоящем решении перечень не является окончательным)) установлены, в том числе следующие характеристики:
- по позиции 3 раздела "Описание объекта закупки" "Горизонтальная гимнастическая скамья, к которой прикреплены две раздвижные антивандальные измерительные линейки с диапазоном измерения от "+35" до "-10" см, для выполнения испытания "Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье" наименование характеристики "Диапазон измерений измерительной линейки, см:" значение характеристики " -10 и
+ 35";
- по позиции 5 раздела "Описание объекта закупки" "Комплекс для выполнения испытания "Прыжок в длину с места толчком двумя ногами" с нанесенной разметкой не менее чем на 320 см" наименование характеристики "Диапазон измерения линейки, см :" значение характеристики " 50 и
320";
- по позиции 5 раздела "Описание объекта закупки" "Резиновая плитка (1x1 м) с встроенным скрытным крепежным замком" наименование характеристики "Температурный диапазон использования, °С" значение характеристики " -40 и
+50" и т.д.
При этом, согласно пункту 8 инструкции по заполнению заявок, изложенной в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", следует, что "в случае применения заказчиком в значении характеристики символов " и
", ">
и
", "
и
<", ">
и
<", то участник указывает один конкретный (точный) показатель в пределах заданного диапазона, без символов "
,
, >, <" и союза "и"".
Вместе с тем, в рассматриваемом случае толкование характеристики "диапазон" означает область, в пределах которой осуществляются какие-либо измерения; интервал значений какой-либо величины, тогда как интервал - это промежуток, расстояние.
Исходя из этого значение показателей таких характеристик требуемого к поставке товара, как "Диапазон измерений измерительной линейки, см"; "Диапазон измерения линейки, см", "Температурный диапазон использования, °С" не могут быть представлены в виде одного конкретного значения, как этого требует инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Указанное несоответствие вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет участникам закупки прийти к однозначному выводу о том, каким образом указывать в заявке значение показателя по вышеуказанной характеристике.
Таким образом действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление "П_" на действия Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000322000365 на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок необоснованной.
2. Признать действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушением пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 22 марта 2022 г. N 013/06/42-201/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2022