резолютивная часть решения объявлена 22.03.2022
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" (далее - заказчик) надлежащим образом извещенного уведомлением N819-1/5 от 17.03.2022 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о размещении жалобы ООО "Южно-Уральский центр снабжения", в отсутствии представителя ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (далее - заявитель, ООО "Южно-Уральский центр снабжения"), надлежащим образом извещенного уведомлением N819-1/5 от 17.03.2022 г., рассмотрев жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379100004322000001 "Поставка электрокардиографа" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика при проведении аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
Согласно доводу заявителя, заказчик в Техническом задании установил излишние требования к характеристикам закупаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Южно-Уральский центр снабжения" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу, обязать заказчика внести изменения в техническом задании и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Представители заказчика не согласились с доводами заявителя и в своих возражениях сообщили, что при проведении аукциона заказчик действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки АО "ЕЭТП", в том числе ООО "Южно-Уральский центр снабжения" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Южно-Уральский центр снабжения" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Южно-Уральский центр снабжения" Комиссией состоялось 21 и 22 марта 2022 года дистанционно.
В результате рассмотрения жалобы ООО "Южно-Уральский центр снабжения", анализа представленных документов и сведений, изучив материалы дела, а также в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.03.2022 11:06 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379100004322000001 "Поставка электрокардиографа"" (извещение о проведении аукциона - 15.03.2022 в 11:06 ч.) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и электронных документов об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 700 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 15.03.2022 в 11:06 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 23.03.2022 в 11:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также неверно выбран код позиции КТРУ.
В соответствии с ч.4 ст.23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу и. 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При формировании извещения Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами обязан установил код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Объектом закупки является электрокардиограф.
В каталоге товар имеется код позиции КТРУ, который соответствует закупаемому товару: КТРУ - 26.60.12.111-00000025.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в извещении Заказчик должен указать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно Постановлению N878 закупаемый Заказчиком товар, относящийся к коду позиции КТРУ26.60.12.111-00000025, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (код ОКПД2-26.60.12.111-электрокардиографы.
В данной закупке Заказчиком были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств Постановление Правительства РФ N878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. "925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".(далее - Постановления Правительства РФ N878)
П.5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, однако указанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N878.
Вместе с тем, заказчик указал в описании объекта закупки как установленные в позиции КТРУ характеристики товара, так и не предусмотренные позицией КТРУ характеристики товара.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ N878 подтверждением производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ N878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре российской радиоэлектронной продукции и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Таким образом, при наличии соответствующей позиции КТРУ в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ N878, при описании объекта закупки заказчик не вправе устанавливать в описании объекта закупки дополнительные характеристики товара, обязан указывать только характеристики, предусмотренные позицией КТРУ.
В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Заказчиком в нарушение п. 4 Правил не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ, что повлекло за собой нарушение п. 5 Правил.
Таким образом, учитывая, что объект закупки включен в позиции КТРУ, а также учитывая, что при осуществлении данной закупки было установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N878, при описании объекта закупки необходимо было включить информацию о наименовании и показателях товара исключительно из соответствующей позиции КТРУ.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом довод заявителя признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" обоснованной.
2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике" нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике", Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 22 марта 2022 г. N 009/06/106-25/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2022