Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Титаренко О. В.;
от ИП Галстян А.Ш. - в отсутствие представителей;
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Галстян А.Ш. на действия заказчика - ФГБУЗ Санаторий им. А.М. Горького Российской академии наук по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100001922000001 "Поставка пищевых продуктов".
Доводы жалобы ИП Галстян А. Ш. сводятся к тому, что требования к товарам и инструкция вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, в результате чего заявка может быть признана не соответствующий.
Представитель заказчика пояснила, что действиях Заказчика не противоречат нормам Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп."а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно извещения обжалуемой закупки Конкурс проводится в соответствии с ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются.
Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0321100001922000001 "Поставка пищевых продуктов" не должна содержать конкретных показателей товара, установленных в описании объекта закупки, в связи с чем, доводы жалобы относительно невозможности корректного заполнения в заявке конкретных характеристик товара не находят своего подтверждения.
Заявитель жалобы в рассмотрении дела участие не принял, доказательств, подтверждающих невозможность подачи заявки на участи в обжалуемой закупке не представил.
Вместе с тем, Комиссией по итогам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Как было установлено выше, открытый конкурс в электронной форме N 0321100001922000001 "Поставка пищевых продуктов" проводится в соответствии с ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заявка на участие в нем состоит из второй и третьей части, и не должна содержать конкретных показателей товара, установленных в описании объекта закупки.
Однако, Заказчиком в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 и ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" установлено требование о предоставлении участником предложения в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака): установлено.
2. Частью 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Приложением N 4 к извещению электронного конкурса Заказчиком установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Так Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Кроме того, пп "а" п. 8 Постановления Правительства N 2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критерию "Квалификация участников закупки применяются детализирующие показатели.
Пунктом 28 Постановления N 2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Заказчиком во исполнения п.п 24, 28 Постановления N 2604 применены следующие показатели:
Наименование критерия:
пп. г) п.3 Положения - "Квалификация участников закупки"
Наименование показателя оценки:
пп. в) п. 24 Положения - "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель оценки:
пп. а) п. 28 Положения - "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
При этом, согласно п.п. "в", "д" Постановления N 2604:
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
При проведении внеплановой проверки комиссией было установлено, что Заказчиком были нарушены положения Постановления Правительства N 2604 в части установления порядка оценки заявок по показателю "Квалификация участников закупки, а именно:
При оценке заявок на участие в настоящем электронном конкурсе по данному признаку оценивается количество контрактов (договоров), предметом которых является поставка пищевых продуктов, входящих в перечень, утвержденный постановлением N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении контрактов (договоров), предметом которых является поставка пищевых продуктов, входящих в перечень, утвержденный постановлением N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не позволяют вывить наилучшие условия исполнения контракта, а так же нарушают требование п.п. "в", "д" п. 28 Постановления Правительства N 2604.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 19 ст. 48 Закона 44-ФЗ, Постановления Правительства N 2604.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Галстян А.Ш. на действия заказчика - ФГБУЗ Санаторий им. А.М. Горького Российской академии наук по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100001922000001 "Поставка пищевых продуктов" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика ФГБУЗ Санаторий им. А.М. Горького Российской академии наук, нарушившими требования ч. 8 ст. 32, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 19 ст. 48 Закона 44-ФЗ, Постановления Правительства N 2604, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
А.М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 марта 2022 г. N 026/06/33-508/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2022