Резолютивная часть объявлена 18.03.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 23.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области": А.М. Корнеевой (по доверенности); (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.В. Лигостаева (по доверенности); Е.Л. Якимовой (по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (вх. N 1944 от 14.03.2022) на действия заказчика - ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (УЗИ- аппарат (переносной), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0335200014922000441)(далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 14.03.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении Аукциона установлен неверный код КТРУ - 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы". На основании анализа установленных Заказчиком характеристик товара Заявитель полагает, что требованиям извещения о проведении Аукциона соответствует система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которая имеет код КТРУ - 26.60.12.132-00000036.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, установив код КТРУ, который не соответствует закупаемому товару и не имеет обязательных к применению характеристик, что в свою очередь исключает применение пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Также же Заявитель полагает, что в совокупности установленных характеристик товара Заказчику требуется товар конкретного иностранного производителя, исключая возможность поставки товара российского производства.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и сообщил, что действия Заказчика при формировании извещении о проведении Аукциона соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Уполномоченного учреждения считает жалобу Заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а действия Заказчика соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
05.03.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014922000441 с приложениями.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе и предусмотренные пунктом 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Комиссией установлено, что объектом закупки является поставка медицинских изделий (УЗИ- аппарат (переносной), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия со следующим кодом КТРУ: 26.60.12.132-00000011 - "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
Согласно сведениям из карточки позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011 - "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы", размещенной в ЕИС, дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.07.2019, при этом характеристики товара, работы, услуги по данной позиции отсутствуют.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что Заказчиком выбран код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011, с кодом вида медицинского изделия 192070 - "система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" в соответствии с приложением N 6 к Правилам проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 июня 2020 года N 557-н "Стандарт оснащения отделения ультразвуковой диагностики", поскольку в соответствии с потребностью Заказчика и стандартом оснащения к поставке требуется переносной ультразвуковой аппарат высокого или экспертного класса с функциями цветового допплеровского картирования и импульсно-волновой допплерографии аппарат для диагностики сосудов сердца.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание товара, содержащееся в позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036, не соответствует потребности Заказчика, поскольку такая характеристика как тип конструкционного исполнения представлена следующими вариантами: "консоль", "моноблок", "неважно", вместе с тем, Заказчику требуется именно переносная ультразвуковая система. Следовательно, позиция КТРУ 26.60.12.132-00000036 и установленные данной позицией характеристики, не могут быть применены к данной закупке. Кроме того, поставка стационарного оборудования приведет к нерациональному расходованию бюджетных средств, при этом потребность Заказчика в переносной ультразвуковой системе сохранится.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к поставке изделий медицинского назначения (устройство для экстракорпорального очищения крови) для нужд Заказчика установлены исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
В пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинских изделий с учетом собственных нужд.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлен код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011 - "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" и установлено описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия установленных характеристик товара по позиции КТРУ 26.60.12.132-00000011.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что в совокупности установленных в извещении о проведении Аукциона характеристик товара Заказчику требуется товар конкретного иностранного производителя, исключая возможность поставки товара российского производства, Комиссия отмечает следующее.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не указано наименование иностранного производителя, товар которого соответствует описанию объекта закупки, также Заявителем не представлено доказательств обоснованности данного довода жалобы Заявителя, в том числе доказательств нарушения прав и законных интересов участника закупки.
При этом, как установлено Комиссией в целях получения ценовой информации в отношении поставки медицинских изделий (УЗИ- аппарат (переносной) для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее так же НМЦК) методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Заказчиком были направлены запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам, обладающим опытом поставки аналогичного оборудования, являющегося объектом закупки, информация о которых имеется в свободном доступе (размещена на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и (или) применена информация, содержащаяся в реестре контрактов.
Так Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта использовались цены на поставку оборудования, указанные в 3-х коммерческих предложениях и (или) информация, содержащаяся в реестре контрактов, подтверждающая исполнение участником (без учета правоприемства) в течении 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней):
- коммерческое предложение ООО "Русская медицинская корпорация" (вх. N 739 от 14.12.2021)
- коммерческое предложение ЗАО "МЕДИЭЙС" (вх. N 738 от 14.12.2021)
- коммерческое предложение АО "НПО "СКАНЕР" (вх. N 737 от 14.12.2021).
Комиссией установлено, что согласно вышеуказанным коммерческим предложениям требованиям технического задания соответствуют товары следующих производителей: ультразвуковой диагностический аппарат HM70A-RUS производителя SAMSUNG MEDISON Co., Ltd (Республика Корея) и система ультразвуковая диагностическая медицинская производителя "РуСкан 70П" производителя АО "НПО "СКАНЕР" (Российская Федерация).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 марта 2022 г. N 039/06/33-279/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2022