Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеооконференц-связи представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверской областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик): *** (по доверенности), *** (по доверенности);
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
ООО "Энергия" (далее - Заявитель): *** (по приказу);
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Заявителя и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверском УФАС России 11.03.2022 зарегистрирована жалоба Заявителя, поступившая 10.03.2022 через ЕИС на действия/бездействия Заказчика при проведении электронного аукциона на окакзание услуг по разрядке и транспортировке источника радиационного излучения гамма-терапевтического аппарата Multisource HDR (извещение от 03.03.2022 N 0136500001122000246 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком в техническом задании неправомерно установлено требование о возврате источника радиационного излучения исключительно производителю.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 03.03.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 600 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 11.03.2022, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, объектом закупки является оказание услуг по разрядке и транспортировке источника радиационного излучения гамма-терапевтического аппарата Multisource HDR.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки установлен перечень оказываемых услуг, а именно:
Наименование оказываемых услуг |
Разрядка и транспортировка источника радиационного излучения гамма-терапевтического аппарата Multisource HDR, заводской номер 133 |
Доставка до места оказываемых услуг необходимых инструментов и приспособлений. |
Услуги по разрядке (выгрузке источника радиационного излучения с истекшим назначенным сроком службы на основе изотопа Со-60 типа Со0.А86 в специализированный транспортный упаковочный комплект T110, предусмотренный действующей технической и эксплуатационной документацией изготовителя (производителя)(Руководство пользователя п.4.6.1)) |
Транспортировка спецавтотранспортом источника радиационного излучения (с истекшим назначенным сроком службы) на основе изотопа Со-60 типа Со0.А86 в специализированном транспортном упаковочном комплекте T110 с территории Заказчика с оформлением акта приема-передачи источника Исполнителю. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)" и НП-038-16 |
Возврат источника радиационного излучения (с истекшим назначенным сроком службы) производителю в соответствии с руководством пользователя "Гамма-терапевтические аппараты контактного облучения MultiSource/GyneSource"( Руководство пользователя глава 07 - в части Примечание ) |
Комплекс мероприятий по оценке состояния радиационной безопасности пультового и процедурного помещения после оказания услуг с оформлением акта о проведении дозиметрических измерений. Отсутствие радиоактивного загрязнения должно подтверждаться актом аккредитованной лаборатории |
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об обращении с радиоактивными отходами) отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан на захоронение национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами или для переработки организации-изготовителю источников.
Частью 3 статьи 31 Закона об обращении с радиоактивными отходами предусмотрено, что в случае, если закрытый источник ионизирующего излучения был ввезен в Российскую Федерацию, разрешается возврат отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источники ионизирующего излучения.
Главой 4 Руководства пользователя гамма-терапевтического аппарата Multisource определена процедура возврата источника, главой 7 Руководства пользователя предусмотрено, что перед утилизацией системы источник должен быть возвращен в компанию Eckert & Ziegler BEBIG GmbH.
Согласно части 1 статьи 21 Закона об обращении с радиоактивными отходами организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.
В соответствии с пунктом 3.4.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" при проведении работ с источниками излучения не допускается выполнение операций, не предусмотренных инструкциями по эксплуатации и радиационной безопасности, если эти действия не направлены на принятие экстренных мер по предотвращению аварий и других обстоятельств, угрожающих здоровью работающих.
Таким образом, Заказчиком сформировано техническое задание с учетом требований, предъявляемым производителем оборудования.
На основании изложенного Комиссия считает указанный довод жалобы Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Тверского УФАС установлено следующее.
Согласно извещению о проведении Аукциона, установлены следующие требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"1. выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" по осуществлению деятельности в области использования атомной энергии на эксплуатацию радиационных источников (аппаратов, в которых содержатся радиоактивные вещества), условия действия лицензии предоставляют право эксплуатации аппарата Multisource HDR в части зарядки (разрядки), или документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии по осуществлению деятельности в области использования атомной энергии на эксплуатацию радиационных источников (аппаратов, в которых содержатся радиоактивные вещества), условия действия лицензии предоставляют право эксплуатации аппарата Multisource HDR в части зарядки (разрядки),
2. выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" по осуществлению деятельности по экологическому, технологическому и атомному надзору на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, или документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии по осуществлению деятельности по экологическому, технологическому и атомному надзору на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании".
В соответствии с абзацем 4 статьи 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии), лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
В соответствии с статьей 3 Закона об использовании атомной энергии под радиоактивными веществами подразумевается не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.
Также статьей 3 Закона об использовании атомной энергии предусмотрено, что радиоактивными отходами является не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.
Также Заказчиком указано, что порядок возврата отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика такого источника регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1186 "Об утверждении Положения о возврате в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации, и возврате отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения" (далее - Постановление N 1186)
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 1186 настоящее Положение определяет процедуру возврата в Российскую Федерацию отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, произведенного в Российской Федерации и отнесенного к радиоактивным отходам в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, установленными Правительством Российской Федерации (далее - российский источник излучения), в том числе для его переработки или захоронения, и процедуру возврата отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения, отнесенного к радиоактивным отходам в соответствии с указанными критериями (далее - иностранный источник излучения), в страну поставщика закрытого источника ионизирующего излучения (далее - страна поставщика).
Заказчиком при этом требуется выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" по осуществлению деятельности по экологическому, технологическому и атомному надзору на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, или документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии по осуществлению деятельности по экологическому, технологическому и атомному надзору на обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части неустановления требований к участникам закупки о предоставлении лицензии на обращение с радиоактивными отходами противоречат пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 64 закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергия" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с выданным ранее по делу N 05-6/1-21-2022.
4. Передать материалы дела N 05-6/1-20-2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 17 марта 2022 г. N 05-6/1-20-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2022