Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок ..., членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок ..., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок ...,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "СНП" (далее также - ООО "СНП", общество) - представителя не направило, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлено надлежащим образом;
заказчик - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (далее также - УФСИН России по Ярославской области, заказчик) - обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности ...,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные УФСИН России по Ярославской области в отношении ООО "СНП", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта от 20.12.2021 N А51 на поставку мазута топочного (извещение N 0371100011721000058), заключенного с ООО "СНП", в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном поставщике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 14.03.2022 N 92,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, УФСИН России по Ярославской области, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "СНП", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 20.12.2021 N А51 на поставку мазута топочного (извещение N 0371100011721000058).
Изучив представленные документы и материалы, а также заслушав пояснения представителя заказчика, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.11.2021 размещено извещение N 0371100011721000058 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мазута топочного (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 19 981 592,48 рублей.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из протокола подведения итогов электронного аукциона N 0371100011721000058 от 09.12.2021, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается с участником - ООО "СНП", который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Порядок заключения контракта регламентирован статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В силу части 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
20.12.2021 между УФСИН России по Ярославской области и ООО "СНП" заключен государственный контракт N А51 на поставку мазута топочного (далее - ГК от 20.12.2021 N А51, контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Поставщик обязуется передать Грузополучателю, уполномоченному Государственным заказчиком, мазут топочный, на 2022 год, соответствующий спецификации (приложение N 4) (далее - товар), российского производства, в количестве, по номенклатуре, цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение N 1) и отгрузочной разнарядкой (приложение N 2), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям Контракта.
Поставщик обязуется передать Грузополучателю, уполномоченному Государственным заказчиком, новый и качественный товар, предусмотренный Предметом контракта, по номенклатуре, в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение N 1) и в отгрузочной разнарядке (приложение N 2) (пункт 6.1 контракта).
В приложении N 2 к контракту указано следующее:
ОТГРУЗОЧНАЯ РАЗНАРЯДКА
N п/п |
Наименование товара |
Наименование и адрес грузополучателя |
Кол-во, ед. изм. |
Сумма, руб. |
Срок поставки товара |
1. |
Мазут топочный |
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области (150036, Ярославская область г. Ярославль, ул. Хлебная, д. 12) |
334,00 тонны |
8 970 879,28 |
1. с 01.01.2022 по 10.01.2022 - 71,40 тонны; 2. с 11.01.2022 по 20.01.2022 - 95,20 тонны; 3. с 21.01.2022 по 31.01.2022 - 71,40 тонны; 4. с 01.02.2022 по 11.02.2022- 96,00 тонн. |
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области (150036, Ярославская область г. Ярославль, Колышкина, д. 1а) |
360,00 тонн (205х26858,92; 155х 26858,93) |
9 669 212,75 |
1. с 01.01.2022 по 10.01.2022 - 72,40 тонны; 2. с 11.01.2022 по 20.01.2022 - 72,40 тонны; 3. с 21.01.2022 по 31.01.2022 - 72,40 тонны; 4. с 01.02.2022 по 11.02.2022 - 71,40 тонны; 5. с 12.02.2022 по 20.02.2022 - 71,40 тонн. |
Согласно информации, представленной на сайте единой информационной системы, стоимость исполненных поставщиком и оплаченных заказчиком обязательств по ГК от 20.12.2021 N А51 составила 3 045 989,53 рублей.
В ходе исполнения контракта поставщиком допускались просрочки поставки товара, являющегося предметом контракта (претензия УФСИН России по Ярославской области от 26.01.2022 исх-78/ТО/09/1-1147), в связи с чем 03.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.02.2022 заказчиком принято решение об отмене вышеуказанного решения об одностороннем расторжении контракта (исх. от 08.02.2022 исх-78/ТО/09/1-1836) по причине несоблюдения заказчиком претензионного порядка разрешения споров, предусмотренного разделом 13 ГК от 20.12.2021 N А51.
Впоследствии заказчиком был соблюден претензионный порядок разрешения споров (претензия от 16.02.2022 N исх-78/ТО/09/1-2292), поставщиком нарушения условий контракта не были устранены, в связи с чем 22.02.2022 заказчиком повторно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 22.02.2022, то есть после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ), далее по тексту решения приводятся положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, исключительно по следующим основаниям:
- в случае одностороннего отказа стороны от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством (пункт 12.3.1 контракта);
- по соглашению Сторон (пункт 12.3.2 контракта);
- по решению суда по иску одной из Сторон при существенном нарушении Контракта другой Стороной или по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 12.3.3 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2.3 контракта Государственный заказчик в числе прочего обязуется принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
22.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем расторжении государственного контракта N А51 от 20.12.2021 (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
22.02.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе.
В нарушение подпункта "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не было передано заказчиком лицу, имеющему право действовать от имени поставщика, лично под расписку либо направлено поставщику по его адресу, указанному в контракте.
Датой надлежащего уведомления ООО "СНП" о принятом УФСИН России по Ярославской области решении заказчик считал дату размещения такого решения в единой информационной системе, то есть 22.02.2022, в то время как, учитывая положение подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, в рассматриваемом случае такой датой необходимо считать 10.03.2022, то есть день по истечении пятнадцати дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Таким образом, дата надлежащего уведомления поставщика о принятом УФСИН России по Ярославской области решении определена заказчиком с нарушением требований подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Иными словами, поставщику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по надлежащему исполнению контракта.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в данном случае будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (11.03.2022), и, следовательно, контракт будет считаться расторгнутым, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - вступившим в силу 22.03.2022.
В рассматриваемой ситуации поставщику, начиная с 11.03.2022 до 21.03.2022 включительно должна быть предоставлена возможность устранить нарушения условий контракта и предпринять действия по исполнению контракта. Изучив информацию, размещенную в единой информационной системе (информация о расторжении контракта (реестровый номер 1760401479221000067), Инспекция приходит к выводу о том, что заказчиком принято за дату вступления в законную силу решения об одностороннем отказе 22.02.2022 (именно эта дата указана в столбце "Дата расторжения" раздела 2 Информации об исполнении (о расторжении) контракта с реестровым номером 1760401479221000067). Таким образом, заказчик неверно определил дату расторжения контракта и не предоставил поставщику возможность устранить нарушения условий контракта с 11.03.2022 до 21.03.2022, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
05.03.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ООО "СНП" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 2099 от 05.03.2022).
09.03.2022 Ярославское УФАС России уведомило УФСИН России по Ярославской области о несоответствии данного обращения Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078.
11.03.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России после устранения выявленного несоответствия повторно направлено обращение о включении сведений об ООО "СНП" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 2268 от 11.03.2022).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, учитывая, что Инспекцией выявлены нарушения заказчиком установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ требований к порядку направления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, порядку исчисления даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты вступления в силу такого решения, а также нарушение заказчика, выразившееся в непредоставлении поставщику возможности устранить нарушение условий контракта, имеют место основания для отказа во включении информации об ООО "СНП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "СНП" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (ИНН 7604014792, ОГРН 1027600689148) в отношении общества с ограниченной ответственностью "СНП" (ИНН 3525439481, ОГРН 1193525009798), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, порядка расторжения государственного контракта от 20.12.2021 N А51 на поставку мазута топочного (извещение N 0371100011721000058), заключенного с ООО "СНП", в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта, в действиях заказчика выявлено нарушение подпунктов "а", "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "СНП" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: |
Члены Инспекции:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 марта 2022 г. N 05-03/48П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2022