Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Алые Паруса" на действия Заказчика - КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных (пользовательских) лицензий на использование операционной системы общего назначения (извещение N0820500000822000710) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно: описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявитель указывает, что ссылка заказчика на невозможность использования отечественных ОС, отличных от Astra Linux но причине "не совместимости таких ОС с эксплуатируемым у Заказчика программным обеспечением" противоречит заявленным производителями техническим характеристикам и свойствам ОС.
Указание в извещении о проведении закупки на графическое средство ввода рабочей станции в домены Astra Linux Directory (ALD) также не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик пояснил, утверждение заявителя, что операционная система на базе ядра Linux (POSIX) взаимозаменяемые не является 100% гарантией совместимости операционных систем, их отличают разные эксплуатационные характеристики, а именно разные графические интерфейсы перечисленных заявителем операционных систем.
Также, с точки зрения последующей эксплуатации и сопровождения указанных систем Альт Линукс имеет корни с дистрибутива Mandriva с использование пакетного менеджера RPM, Ред ОС имеет в основе дистрибутив Centos, так же базирующийся на базе пакетного менеджера RPM, но UBLinux имеет менеджер dpkg используемый в AstraLinux.
Для операционной системы Astra Linux Common Edition в рамках реализации программы импортозамещения Правительством Приморского края был сформирован репозиторий программного беспечения в dpkg пакетах (включая необходимую версию ядра Linux), совместимых с применяемыми заказчиком наложенными средствами защиты информации.
POSIX это набор стандартов для совместимости UNIX-подобных систем, на уровне исходного кода, и не учитывает разницу в реализации конкретных операционных систем в части окружения ядра.
Графическое средство ввода рабочей станции в домены Astra Linux Directory (ALD)) относится к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, наличие которой необходимо Заказчику для осуществления централизованного управления автоматизированными рабочими местами с минимальными трудозатратами для Заказчика.
Также заказчик пояснил, что утверждение заявителя, что ALD это надстройка над программными продуктами не верно, так как дословно "Она является надстройкой над технологиями LDAP, Kerberos 5, CIFS, обеспечивающей автоматическую настройку всех необходимых файлов конфигурации служб, реализующих перечисленные технологии, а также предоставляющей интерфейс управления и администрирования.". Технологии LDAP, Kerberos, CIFS не являются программными продуктами, а являются протоколами взаимодействия и для функционирования требуют реализации, что и сделано в ALD.
На инфраструктуре Правительства Приморского края развернута система Astra Linux Directory для управления автоматизированными рабочими местами (далее -АРМ) функционирующими на базе операционной системы Astra Linux Common Edition, включающей в себя не только технологии LDAP, Kerberos, CIFS, но и централизованного управления настроек АРМов и политиками безопасности АРМов, реализованной только в рамках Графического средства ввода рабочей станции в домены Astra Linux Directory (ALD).
Следовательно, описание объекта закупки путем указания товарный знак было вызвано объективными функциональными, техническими, эксплуатационными характеристики операционной системы и обусловлено необходимостью обеспечения совместимости приобретаемой операционной системой с операционной системой ОС Astra Linux Common Edition, установленной на автоматизированных рабочих местах органов исполнительной власти Приморского края, что полностью соответствует п.1 ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ.
Лицензии на операционную систему Astra Linux Common Edition приобретаются заказчиком в рамках реализации регионального проекта "Цифровая экономика" с целью выполнения работ по переводу автоматизированных рабочих мест органов исполнительной власти Приморского края, которые проводятся заказчиком с 2019 года. На сегодняшний день операционная система Astra Linux Common Edition установлена на 782 автоматизированных рабочих местах органов исполнительной власти Приморского края, в 2022 году запланировано перевести 367 рабочих мест на российскую операционную систему.
Общая стоимость работ с 2019 по 2021 г. по указанным выше контрактам составила 16 099 662,45 руб.
В рамках выполнения последнего государственного контракта N 08205000008210028290001 от 01.06.2021 г. на перевод автоматизированных рабочих мест органов исполнительной власти Приморского края были проведены следующие мероприятия:
1. Выполнены работы:
- Создание системы автоматизированного развертывания операционной системы.
- Создание системы централизованного управления автоматизированных рабочих мест.
2. Разработаны:
- Методология функционирования автоматизированных рабочих мест, оснащенного отечественным программным обеспечением (далее - ПО).
- Методология обеспечения совместимости программного обеспечения, средств защиты информации (далее - СЗИ), информационных систем (далее - ИС) на автоматизированных рабочих местах под управлением отечественной операционной системы.
- Методология перевода автоматизированных рабочих мест для функционирования под управлением отечественной операционной системы и отечественного офисного программного обеспечения.
3. Проведено обучение технических специалистов.
Все созданные системы и методологии разработаны исполнителями контрактов для использования конкретного дистрибутива операционной системы - в данном случае Astra Linux Common edition версии 2.12.40, с учетом особенностей данного дистрибутива и имеющихся в составе дистрибутива компонентов системного и прикладного программного обеспечения.
В случае применения отличного от указанного дистрибутива Государственному заказчику дополнительно потребуется провести:
- Модернизацию системы автоматизированного развертывания операционной системы, в части обеспечения работы с новым дистрибутивом.
- Доработку системы централизованного управления автоматизированных рабочих мест.
- Разработку методологии функционирования автоматизированных рабочих мест, оснащенного отечественным ПО, с учетом различий и особенностей дистрибутивов.
- Разработку методологии обеспечения совместимости ПО, СЗИ, ИС на автоматизированных рабочих местах под управлением отечественной операционной системой, с учетом различий и особенностей дистрибутивов.
- Разработка методологии перевода автоматизированных рабочих мест для функционирования под управлением отечественной ОС и отечественного офисного программного обеспечения, с учетом различий и особенностей дистрибутивов.
Государственный заказчик не имеет в штате специалистов для обеспечения выполнения перечисленных выше работ и дополнительного обучения специалистов, поэтому ему необходимо будет произвести дополнительные затраты на указанные цели, не предусмотренные бюджетной сметой учреждения.
Установка на других автоматизированных рабочих местах операционной системы другого производителя является нецелесообразным, т.к. повлечет переустановку, внедрение и настройку программного обеспечения на всех автоматизированных рабочих мест, что займет продолжительное время и потребует привлечение дополнительных специалистов Государственного заказчика, а также негативно отразится на работе органов исполнительной власти Приморского края. Кроме того, указанное обстоятельство повлечет дополнительные расходы Государственного заказчика на сопровождение системы и обучение персонала работе с программным обеспечением.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Заказчик не обязан включать в документацию показатели и значения характеристик, которые бы подразумевали поставку схожего по назначению товара всех возможных производителей.
Отсутствие у Заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности Заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны Заказчика, поскольку отсутствие такой возможности у хозяйствующего субъекта не свидетельствует о совершении Заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации техническим заданием в жалобе Заявителем не представлено.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Тем самым заказчиком не допущено нарушение Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Алые Паруса" на действия Заказчика - КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" при проведении электронного аукциона на поставку неисключительных (пользовательских) лицензий на использование операционной системы общего назначения (извещение N0820500000822000710) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 22 марта 2022 г. N 025/06/49-249/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2022