Резолютивная часть объявлена 21.03.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки N0304300070522000001"Капитальный ремонт здания Муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР" (далее- конкурс, закупка), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии заказчика при проведении конкурса на капитальный ремонт Муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР.
Согласно доводам заявителя, заказчиком нарушен порядок оценки вторых частей заявок, что привело к неправомерному определению победителя закупки.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 17 февраля 2022 года было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с частью 1 пункта 8 статьи 33 Закона о контрактной системе Конкурс проводится в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе N0304300070522000001 с начальной (максимальной) ценой контракта - 41 700 000,00 рублей.
Согласно извещению об электронном аукционе, дата и время окончания подачи заявок - 05.03.2022 г. в 12:00 ч., дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.03.2022 г.
На участие в закупке было подано четыре заявки. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки. В соответствии с протоколом подведения итогов победителем закупки был признан участник с номером заявки 27 (ООО "ХагСтройторг"), предложивший цену контракта 41 140 000,00 руб.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию предусмотренную данной статьей.
Согласно пункту 12 части 1статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Однако, в нарушение вышеуказанной нормы, заказчик в извещении о проведении закупки не разместил исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки. При этом, в нарушение вышеуказанной нормы, заказчик в извещении о проведении закупки не установил условия независимой гарантии.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать электронный документ, регламентирующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N2604 от 31.12.2021 г. "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N1 к Положению.
Приложением 1 к Положению установлена форма документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", которая обязательна к применению заказчиками и размещению в составе извещения о проведении закупки.
Согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В пункте 5 Положения указано, что при проведении конкурсов: а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения (цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги).
К извещению о проведении закупки приложен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Постановлением Правительства N2604. Согласно данному порядку, к заявкам применяются следующие критерии и показатели:
1) Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Значимость критерия оценки, процентов 100.
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия оценки, процентов 40.
Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта: значимость показателя оценки, процентов 100.
- Признак N 1. Общая цена исполненных участником закупки договоров: значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов 70;
- Признак N 2. Общее количество исполненных участником закупки договоров: значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов 30.
Требования к документам для оценки показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
1) контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
2) контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ;
3) контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона N44-ФЗ;
4) договор, не относящийся к контрактам, указанным в пунктах 1-3, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы.
1) исполненный договор (договоры);
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
3) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом N 223 -ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).
Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оцениваются представленные участником закупки договоры, которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к критериям оценки).
Требования к документам для оценки показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров":
Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
1) контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
2) контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ;
3) контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона N44-ФЗ;
4) договор, не относящийся к контрактам, указанным в пунктах 1-3, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы.
1)исполненный договор (договоры);
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
3) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом N 223 -ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
- к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре.
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).
Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оцениваются представленные участником закупки договоры, которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к критериям оценки).
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке; б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно протоколу оценки вторых частей заявок и пояснениям, представленным заказчиком, к оценке был принят всего один контракт ООО "Салауат" на сумму 42 308 775,85 руб., тогда как в качестве опыта, также в соответствии с дополнительными требованиями , установленными в извещении о проведении закупки ООО "Салауат" было представлено дополнительное соглашение к единственному оцениваемому контракту на сумму 4 230 228,00 руб., что в совокупности составляет 46 539 003,85 руб. Также к оценке не были приняты остальные 28 контрактов на сумму 122 428 816,65 руб.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что к оценке был принят всего один договор, который соответствовал условию о наличии опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данное условие о наличии опыта, установлено в качестве дополнительного требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и свидетельствует о соответствии участника закупки, требованиям о наличии опыта. При этом оценка заявок, по критерию "Квалификация участника закупки", должна была осуществляться в соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Постановлением Правительства N2604, приложенному к извещению о проведению закупки.
Таким образом, конкурсной комиссией заказчика был нарушен порядок оценки вторых частей заявок на участие в закупке и неправомерно признано победителем ООО "ХагСтройторг", представивший контракт на сумму 45 910 970,00 руб., что нарушает положения подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Выявленные Комиссией нарушения, образуют в действиях заказчика, комиссии заказчика состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 12 и 16 части 1 статьи 42, подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 марта 2022 г. N 007/06/99-148/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2022