Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии представителей Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" Калининской К.И. (доверенность N04 от 22.03.2022) и в присутствии представителя ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" - директора ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" А.Аманова, рассмотрев заявление Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ИНН 3015090933; 414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14) о внесении информации об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" (ИНН 3019020140; адрес: 416150, Астраханская обл., с.Краяный Яр, ул.Ватажная, 4 "а", кв.16) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 16.03.2022 года поступило заявление Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - УМИ АМО г. Астрахань, Заказчик) о включении информации об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" (далее также Исполнитель, Победитель, Общество) в реестр недобросовестных Поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N0325300006421000047 от 15.03.2021 на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (реестровый номер извещения: 0325300006421000047) (далее - Контракт).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
19.02.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (реестровый номер извещения: 0325300006421000047) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
По результатам электронного аукциона победителем было признано Общество, о чем свидельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 03.03.2021, размещенный в тот же день на официальном сайте..
15.03.2021 года между Заказчиком и Обществом был заключен Контракт, по условиям которого Исполнитель обязуется осуществить оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - услуги), в объеме, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и условиями контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 2.2 Контракта сроки завершения работ: с даты заключения контракта до 01.11.2021 года, по заявкам Заказчика.
Пунктом 2.3. Контракта установлено, что заявки исполняются Исполнителем в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента их получения от Заказчика. Предоставление заявок осуществляется по месту нахождения Заказчика.
В силу 2.4. Контракта Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты окончания оказания услуг обязан предоставить Заказчику для подписания акты приемки оказанных услуг (Приложение N 2 к контракту), подписанные Исполнителем, в 2 (двух) экземплярах. Указанные акты приемки оказанных услуг (Приложение N 2 к контракту) должны содержать информацию об оказанных Исполнителем услугах.
Согласно Решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 28.02.2022, Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с ненадлежащим исполнением Победителем своих обязательств.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Исполнитель обязуется осуществить услуги по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью участков от 10 кв.м. до 1 000 кв.м.
Как следует из пояснений Заказчика, в адрес Общества было направлено 4 заявки на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Одна заявка была исполнена и приняты Заказчиком.
Согласно Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) выходными материалами являются: "в результате оказания услуг Исполнитель передает Заказчику по 6 (шесть) экземпляров схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на каждый объект на бумажном носителе, каталог координат в местной системе координат г. Астрахани и абрис (чертеж с обозначением в нем данных, необходимых для составления плана) в отношении каждого объекта землеустройства".
Письмом от 18.11.2021 N30-10-02-5440 в адрес Исполнителя была направлена претензия по заявке от 21.07.2021 N30-10-02-3312 с требованием представить выходной материал по заявке в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения уведомления, однако в указанный срок данное требование выполнено не было.
Результаты оказанных услуг по заявкам направлены Исполнителем с нарушением срока письмами от 29.10.2021 N05/004/2021-448, от 06.12.2021 N05/004/2021-693, от 24.12.2021 N05/004/2021-965, от 20.01.2022 NN05/003/2022-135, 05/003/2022-132, 05/003/2022-133, 05/003/2022-134, однако ввиду того несоответствия выходных материалов требованиям Контракта были отклонены Заказчиком письмами от 22.11.2021 N05/004/2021-448, от 10.12.2021 N05/004/2021-693, от 29.12.2021 N05/004/2021-965, от 26.01.2022 NN05/003/2022-135, от 28.01.2022 05/003/2022-132, 05/003/2022-133, от 11.02.2022 05/003/2022-134.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 9.2 Контракта Контракт расторгается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик 28.02.2022 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно статье 12.2. Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено в Единой информационной системе 02.03.2022.
Решение было направлено Исполнителю 02.03.2022 заказным почтовым отправлением по адресу, указанному в контракте.
Согласно данным с официального сайта "Почта России" заказное письмо с решением об одностороннем отказе от исполнения Контракта 03.03.2022 получено адресатом.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Поставщика о Решении является 03.03.2022, Решение вступило в силу 15.03.2022.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения Обществом обязательств по контракту N0325300006421000047 от 15.03.2021 на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Обществом недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Исполнителя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у предпринимателя умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения Обществом умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N0325300006421000047 от 15.03.2021 на оказание услуг по подготовке схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра", Заказчиком не представлено. Более того, Заказчик не настаивал на включении сведений об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о включении информации об ООО "Центр межевания, градостроительства и кадастра" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования "Город Астрахань" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение кадастровых работ по подготовке межевых планов (номер извещения: 0325300006421000049), отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Русскиной И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 марта 2022 г. N РНП-30-43-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2022