Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.03.2022 N 126 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - администрации городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (по доверенности N 03 от 21.03.2022), представителей уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области (по доверенности N 50-1169 исх от 22.10.2021), (по доверенности N 50-779 исх от 09.07.2021), в отсутствие представителей заявителя - ИП Меньшикова Р.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-166/2022 по жалобе ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство административного здания в п. Северный Белгородского района" (N закупки 0126300029122000196), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство административного здания в п. Северный Белгородского района" (N закупки 0126300029122000196) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что извещение об Электронном аукционе в нарушение требований Закона о контрактной системе содержит положения, ограничивающие количество участников, а именно, по мнению заявителя, в смете, которая является неотъемлемой частью аукционной документации, содержатся требования о поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - "Строительство административного здания в п. Северный Белгородского района".
Заказчик - администрация городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области представил возражение по жалобе ИП Меньшикова Р.А., с доводами, изложенными в жалобе не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А., ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 28.02.2022 размещены извещение и электронные документы.
Объект закупки - "Строительство административного здания в п. Северный Белгородского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 950 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Меньшикова Р.А. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.8 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Как установлено Комиссией в составе электронной документации размещена сметная документация, в том числе локальный сметный расчет (смета) N ЛС-02-01-11 "Технологическое оборудование" согласно которому предусмотрена поставка следующего товара: шкаф для одежды, шкаф для документов, стол компьютерный, приставка для оргтехники, тумбочка, стул офисный, кресло офисное, кресло руководителя, шкаф архивный и т.д.
В извещении об осуществлении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки (в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе), а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 ст. 48, 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Между тем, для поставки оборудования в целях комплексного оснащения объекта капитального строительства от поставщика не требуется специальной правоспособности.
Таким образом, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данный вывод подтверждается совместным письмом ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
При этом не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
По мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Закона о контрактной системе выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.
Следовательно, при осуществлении строительства объекта или капитального ремонта здания заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вместе с тем, представителями заказчика и уполномоченного учреждения, участвующими в заседании Комиссии доказательств, того что всё оборудование, перечисленное в N ЛС-02-01-11 "Технологическое оборудование", неразрывно связано с объектом строительства, а также того, что поставка и установка такого оборудования невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства не предоставлено.
Представители заказчика пояснили, что при разработке проектно - сметной документации на строительство административного здания в п. Северный заказчиком было принято решение о разработке проекта, с поставкой на строящийся объект оборудования, мебели и инвентаря в рамках единого комплекса работ, которые завершаются вводом в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В соответствии с положениями частей 55-57 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрены условия, согласно которым допускается включение в предмет закупки на выполнение строительно-монтажных работ поставки оборудования только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ.
Однако согласно данным извещения об осуществлении электронного аукциона строительные работы необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, т.е. предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.
На наличие иных оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе относительно возможности включения в закупку на выполнение строительно-монтажных работ товаров, не связанных с выполнением строительных работ представителями заказчика и уполномоченного органа не указано.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя в части содержания требований по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки -"Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство административного здания в п. Северный Белгородского района"" является обоснованным.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п.1 ч. 1 ст. 33 и п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
Объектом Электронного аукциона является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, в связи с чем, на основании положений статьи 48 Градостроительного кодекса РФ заказчиком должна быть разработана проектная документация содержащая материалы в текстовой (сметная документация) и графической части.
Однако в извещении об осуществлении Электронного аукциона и его приложениях отсутствует графическая часть.
При этом, на заседание Комиссии, представителем заказчика представлена проектная документация (графическая часть).
Таким образом, проектно - сметная документация не размещена в полном объеме, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В соответствии с ч. 5 ст.110.2 Закона о контрактной системе, контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Из ч. 6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе следует, что оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Таким образом, ст. 110.2 Закона о контрактной системе регулирует особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Во исполнение ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Комиссией установлено, что в составе проекта контракта, отсутствует его обязательное приложение график выполнения строительно-монтажных работ, что является нарушением ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, выявленные нарушения свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 8 ч.1 ст. 33, п.1 ч. 2 ст. 42, ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области нарушения п.1 ч. 1 ст. 33, п. 8 ч.1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 6 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 марта 2022 г. N 031/06/105-166/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2022