Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС, заместителя председателя Комиссии;
.... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) (далее также - ГКУ "СГЗ РС(Я)", заказчик): _, _ (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенности);
при отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ООО "Техноимпорт", заявитель): не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт Комп" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку больничных кроватей для оснащения объекта: "Республиканский кардиологический диспансер в г. Якутске (II-ая очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек)" (извещение N 0816500000622002564), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Техноимпорт" на действия заказчика.
Из сути жалобы следует что заказчиком в аукционной документации допущены следующие нарушения:
1. Заказчиком установлены параметры, ограничивающие возможность поставки аналогичных медицинских изделий других производителей.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
3. Заказчиком завышена НМЦК товара.
4. Заказчиком не применены нормы Постановления Правительства РФ N 102 от 05.02.2015.
5. В действиях заказчика усматриваются признаки недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Техноимпорт" необоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком установлены параметры, ограничивающие возможность поставки аналогичных медицинских изделий других производителей, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из доводов заявителя следует, что заказчик в техническом задании установил требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию. Заявитель указывает, что исходя из технических характеристик, товар подходит под одного конкретного (единственного) производителя - "Лойер Ой" (Финляндия) кровать медицинская функциональная модульная конструкции Futura Plus.
Между тем, в материалы дела заказчиком были представлены 4 коммерческих предложения, в том числе производителя - "Лойер Ой" (Финляндия) и производителя "АрджоХантли АБ" (Швеция), что подтверждает наличие как минимум у двух производителей товара, с требуемыми заказчиком характеристиками. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, проект контракта.
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является больничных кроватей для оснащения объекта: "Республиканский кардиологический диспансер в г. Якутске (II-ая очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек)", т.е. объектом закупки является поставка медицинского оборудования.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Таким образом, при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и т.д. заказчики обязаны использовать вышеуказанный типовой контракт.
При этом, условия такого типового контракта (п. 1.1 типового контракта) предполагают включение в предмет контракта не только поставки медицинских изделий (не является лицензируемым видом деятельности), а также услуг по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, а также услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (в силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности).
При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Извещением о проведении закупки, а также пунктом 1 Информационной карты установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2129 " Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: 1. Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения: вспомогательные и общебольничные медицинские изделия; Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й). |
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России полагает, что при проведении закупки на поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), в частности, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, установление требования о предоставлении лицензий на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из данной нормы следует, что при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий заказчики не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
При этом, во исполнение требований действующего законодательства в п. 3.1.6 типового контракта (п. 3.1.6 проектов контрактов указанных закупок, 3.1.6 контракта, заключенного с единственным поставщиком) установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого оборудования и оказываемых услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, условия контрактов предусматривают, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, которые, в свою очередь, предполагают возможность оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники только при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.
Согласно п. 7.1 типового контракта (п. 7.1 проектов контрактов указанных закупок, п. 7.1 контракта, заключенного с единственным поставщиком) услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.
Следовательно, в случае отсутствия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поставщик имеет право привлечь соисполнителей с наличием указанной лицензии.
Резюмируя изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке. К выполнению указанных сопутствующих работ (услуг) поставщик вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом заказчик установив требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, нарушил положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод жалобы в части того, что заказчиком завышена НМЦК товара, признан не подлежащим рассмотрению.
В силу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
Довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
4. Довод жалобы в части того, что заказчиком не применены нормы Постановления Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях соблюдения указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N145).
Указанным Постановлением утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ N 145).
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ N 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с требованиями, установленными в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2017 N145, при формировании описания объекта закупки Заказчик обязан руководствоваться описанием объекта закупки, содержащемся в каталоге работ и услуг (далее - КТРУ), размещенном на Официальном сайте (http://zakupki.gov.ru/epz/ktru/quicksearch/search.html).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка больничных кроватей для оснащения объекта: "Республиканский кардиологический диспансер в г. Якутске (II-ая очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек)".
Извещением рассматриваемой закупки по закупаемым позициям выбран код КТРУ 32.50.50.190-00002314: Кровать больничная.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеуказанным, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлены ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - Постановление N 102).
Извещением о проведении закупки ограничение в соответствии с Постановлением N 102 не установлено.
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ N 145, используемый заказчиком код КТРУ 32.50.50.190-00002314 "Кровать больничная" сформирован на основе кода ОКПД 2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Письмом Минфина России от 17.07.2020 N 24-03-07/62427 "О применении ограничений допуска товаров иностранного происхождения при закупке медицинских изделий" отмечено, что Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне. При этом в случае, указанном в обращении, при несовпадении кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в Перечне применяется Постановление N 617.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что данный код ОКПД 32.50.50.190 не включен в Перечень N1 Постановления N 102. Следовательно, при выборе кода позиции КТРУ 32.50.50.190-00002314. "Кровать больничная", ограничения по Постановлению N 102 не распространяются.
Довод жалобы признан необоснованным.
5. Довод жалобы в части того, что действиях заказчика усматриваются признаки недопущения, ограничения или устранения конкуренции, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных для оснащения объекта: "Республиканский кардиологический диспансер в г. Якутске (II-ая очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек)" (извещение N 0816500000622002564) частично обоснованной. Первый и четвертый доводы признаны необоснованными. Третий и пятый доводы признаны не подлежащими рассмотрению.
2. Признать заказчика ГКУ "СГЗ РС(Я)" при проведении электронного аукциона на поставку кроватей больничных для оснащения объекта: "Республиканский кардиологический диспансер в г. Якутске (II-ая очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек)" (извещение N 0816500000622002564) нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что по закупке (извещение N 0816500000622002564) выдано предписание по делу N 014/06/59-338/2022, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 марта 2022 г. N 014/06/59-339/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2022