Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее также - ГБУ РС(Я) "РБ N2 - ЦЭМП", заказчик): _., ... (представители по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Медприбор Про" (далее также - ООО "Медприбор Про", заявитель, общество): ... (представитель по доверенности);
в отсутствие:
уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-конференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медприбор Про" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная, цифровая) (извещение N 0816500000622002103), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Медприбор Про" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Медприбор Про" следует, что:
1. Заказчик неправомерно установил требования о наличии лицензии по техническому обслуживанию медицинских изделий.
2. В проекте контракта ошибочно установлено оформление документа о приемке поставленного оборудования.
3. В проекте контракта неправомерно установлено положение об ограничении возможности замены персонального обеспечения, соответствующий положениям Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 20.07.2021) "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), не установленного в извещении данной закупки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны частично.
Просят признать жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение по доводам жалобы пояснений не направило.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав участвующих лиц, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Медприбор Про" обоснованной на основании следующего.
1. Извещение N 0816500000622002103 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 28.02.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Предмет закупки - Поставка медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная, цифровая);
4. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 064 051,34 рублей;
5. По окончании срока подачи заявок подана только 1 (одна) заявка на участие в закупке, такая заявка признана соответствующей требованиям извещения электронного аукциона;
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, проект контракта.
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная, цифровая), т.е. объектом закупки является поставка медицинского оборудования.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Таким образом, при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и т.д. заказчики обязаны использовать вышеуказанный типовой контракт.
При этом, условия такого типового контракта (п. 1.1 типового контракта) предполагают включение в предмет контракта не только поставки медицинских изделий (не является лицензируемым видом деятельности), а также услуг по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, а также услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (в силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности).
При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Извещением о проведении закупки, а также пунктом 1 Информационной карты установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", 1) Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N2129 " Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии) и 2) Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающую в себя следующие работы (услуги): 4. Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих); 6. Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Соответствие требованию подтверждается предоставлением выписки из реестра лицензий (или копии) или лицензии(й) или его (их) копии(й). |
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России полагает, что при проведении закупки на поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), в частности, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, установление требования о предоставлении лицензий на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию в составе заявки на участие в закупке неправомерно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из данной нормы следует, что при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий заказчики не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
При этом, во исполнение требований действующего законодательства в п. 3.1.6 типового контракта (п. 3.1.6 проектов контрактов указанных закупок, 3.1.6 контракта, заключенного с единственным поставщиком) установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого оборудования и оказываемых услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, условия контрактов предусматривают, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, которые, в свою очередь, предполагают возможность оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники только при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.
Согласно п. 7.1 типового контракта (п. 7.1 проектов контрактов указанных закупок, п. 7.1 контракта, заключенного с единственным поставщиком) услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.
Согласно пункту 7.1 проекта контракта, услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей, при этом Поставщик и (или) соисполнитель обязаны иметь лицензию, выданную Поставщику и (или) соисполнителю на осуществление деятельности.
Следовательно, в случае отсутствия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поставщик имеет право привлечь соисполнителей с наличием указанной лицензии.
Резюмируя изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае объединения в один предмет закупки поставки медицинского оборудования с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке. К выполнению указанных сопутствующих работ (услуг) поставщик вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом заказчик установив требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, нарушил положения части 2 статьи 8, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Первый довод жалобы ООО "Медприбор Про" признан обоснованным.
2. Второй довод жалобы о том, что в проекте контракта неправомерно установлено оформление документа о приемке поставленного оборудования признается обоснованным на основании следующего.
По данному доводу жалобы, заказчик пояснил, что по технической ошибке, пункт 6.16 проекта контракта не исключен из проекта контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контракта, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должен содержать проект контракта.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Таким образом, при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и т.д. заказчики обязаны использовать вышеуказанный типовой контракт.
Пунктом 6.16 проекта контракта установлено следующее: "Оформление документа о приемке поставленного Оборудования, оказанной услуги осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийного обязательства. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств определен в разделе 10 настоящего Контракта."
В разделе 10 проекта контракта, а также в иных разделах и пунктах проекта контракта не установлено требований к размеру, порядку и срокам предоставления обеспечения гарантийного обязательства.
Следовательно, поставщик не может выполнить требования контракта и получить оплату за фактически поставленный товар, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован проект контракта, размещенный в составе извещения о проведении закупки.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в проекте контракта заказчиком условия типового контракта не применялись. Отдельные положения и пункты типового контракта не включены в полном объеме либо отсутствуют.
Резюмируя изложенное, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7, части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Довод жалобы в части того, что в проекте контракта неправомерно установлено положение об ограничении возможности замены персонального обеспечения, соответствующий положениям Постановления N 1236, не установленного в извещении данной закупки, признается обоснованной на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контракта, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должен содержать проект контракта.
Пунктом 5.4 проекта контракта установлено: "Заказчик не вправе допускать в соответствии с ч.7 ст.95 Федерального закона замену программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, на иное программное обеспечение."
Данное положение соответствует пункту 5 Постановления N1236.
Согласно подпункта "б" части 2(1) Постановления N 1236, поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В ходе изучения извещения Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в рамках электронного аукциона отсутствовали основания для установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, поскольку в данной закупке программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в пункте 2 (1) в целях применения пункта 2 Постановления N 1236.
Предметом закупки является поставка медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная).
Следовательно, в данной закупке программное обеспечение является функциональной характеристикой объекта закупки (Система ангиографическая рентгеновская передвижная). Программное обеспечение не является самостоятельным предметом поставки, а является составной, предустановленной производителем частью медицинского изделия.
Из вышесказанного следует, что запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, на данную закупку не распространяется.
Заказчиком правомерно не установлено требование о запрете по Постановлению N 1236.
Между тем, заказчиком, в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе необоснованно установлено в проекте контракта положение об ограничении возможности замены персонального обеспечения, соответствующий положениям Постановления N 1236, не установленного в извещении данной закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ООО "Медприбор Про" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медприбор Про" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная, цифровая) (извещение N 0816500000622002103), обоснованной.
2. Признать заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система ангиографическая рентгеновская передвижная, цифровая) (извещение N 0816500000622002103) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, часть 11 статьи 34, пункт 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2022 г. N 014/06/59-295/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2022