Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при очном участии представителей интересов:
- ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России" (далее - Заказчик) - Судакова И.В. (по доверенности), Камалов Т.Р. (по доверенности);
- ИП Кисиль Наталия Алексеевна (далее - Заявитель) - Шемет З.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Услуги по восстановлению санитарно - гигиенических свойств белья" (извещение N0873100007222000014) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое содержит информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно жалобе Заявителя: "Код ОКПД 2, указанный заказчиком при проведении закупки, - 96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья".
Эта группировка включает в себя:
- услуги по стирке, чистке и глажению текстильных изделий и предметов одежды для коллективов и предприятий;
- услуги по стирке, чистке и глажению для прачечных самообслуживания;
- услуги по стирке, чистке и глажению для домашних хозяйств;
- услуги по чистке текстильных изделий, мебели и ковров в помещениях у клиентов, чистка ковров, обивочных тканей, стенных драпировок и т.д.;
- услуги по снабжению подгузниками;
- услуги по приему белья в стирку и доставке белья после стирки.
При этом объем работ, который требует заказчик в соответствии с техническим заданием, являющимся частью Документации о проведении закупки, включает позиции не относящиеся к основному ОКПД2 - 96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья". А именно, к примеру, многие требования связаны с иным ОКПД2 - 96.01.12.139 - Услуги по химической чистке перо-пуховых изделий. Ниже буду указаны некоторые пункты несоответствия основному ОКПД2 из Технического задания, для примера:
- Пункт 1. "Услуги по шторобработке спальных принадлежностей пухово - перовых изделий (подушек)";
- Пункт 2.11. "Обработка постельных принадлежностей (подушек) должна обеспечивать микробиологическую чистоту_";
- Пункт 3.4. "Наличие технологического оборудования, предназначенного для обработки, чистки пухово - перовых изделий";
- Пункт 5. "Обработка пастельных принадлежностей - подушек, должно осуществляться на специализированном оборудовании способном обрабатывать, чистить, обеспыливать пухово - перовые изделия_";
- Пункт 5. "Отсутствие технологического оборудования требуемого типа для обработки, чистки пухово-перовых изделий";
Так же пункт 2 "Требования к качеству выполняемых работ, безопасности оказываемых услуг" - где указаны нормативные акты - так же, не соотносятся с основному ОКПД2 - 96.01.19.127 - закупки.
По данным описанным нами обстоятельствам - мы подавали запрос на разъяснения положений документации с требованием внесения изменений. В свою очередь, заказчик отказал по всем пунктам запроса, обосновывая следующим: "Полностью соответствуют описанию объекта закупки и ОКПД 2- Услуги по дезинфекции белья". Хотя "Услуги по химической чистке перо-пуховых изделий" - никак не соотносятся с ОКПД2, на который заказчик ссылается.
Таким образом, Заказчик закупает не "услуги по восстановлению санитарно - гигиенических свойств белья", а, фактически, в том числе услуги по химической чистке перо-пуховых изделий. Это отдельные услуги, которые незаконно объединены им в одну закупку. При этом очевидно нарушение интересов организаций, качественно, профессионально и добросовестно предоставляющих услуги по восстановлению санитарно - гигиенических свойств белья. Организации, предоставляющие одновременно с этим услуги по химической чистке перо-пуховых изделий - просто отсутствуют на рынке, т.к. данный вид оказывают совершенно иные организации, имеющие для этого специальное оборудование. При чем, сам заказчик в документации требует оборудование, которое так же не соотносится с ОКПД2 - 96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья", данное оборудование просто отсутствует у поставщиков - оказывающих услуги стирки белья, и главное - и не должно быть, т.к. химическая чистка перо-пуховых изделий - совсем иной вид услуг. Описанные выше факты, явно ограничивают конкуренцию, нарушается статья 8 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и, следовательно, не соответствует первостепенной цели проведения процедур государственных закупок, а именно, получения государственным или муниципальным заказчиком в необходимые сроки максимально качественного товара/работы/услуги по минимально возможной для этого вида товаров/работ/услуг цене. Смешение при проведении закупки разных кодов ОКВЭД2 неизбежно приводит к сокращению конкурентоспособных предложений и значительного повышения ценовых предложений участников. Заказчиком незаконно проводится закупка, явно нарушающая права потенциальных участников".
Заказчиком для объекта закупки установлен код ОКПД 2: 96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья".
Согласно возражениям Заказчика: "Приказом Федеральной таможенной службы от 27 сентября 2013 года N1821 утвержден Устав Федерального государственного казенного учреждения "Санаторий "Пестово" ФТС России. В соответствии с п. 2.2 ч. 2 настоящего Устава Санаторий осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующие основные виды деятельности: "Медицинскую деятельность в соответствии с лицензиями на ее осуществление; Санаторно-курортное лечение; Долечивание (реабилитацию) непосредственно после лечения в стационарных условиях" таким образом для исполнения своих функций Заказчик проводит закупку на оказание услуг по восстановлению санитарно-гигиенических свойств белья для нужд федерального государственного казенного учреждения Санаторий "Пестово" ФТС России".
Конкретный перечень услуг указан в Техническом задании и включает в себя следующее:
1.Востановление свойств белья (белье прямое постельное, белье махровое, белье столовое и кухонное, стирка особо загрязненного белья, шторы, спецодежда медицинских работников, обработка перовых подушек)
2.Кондиционирование
3.Глажение белья.
4.Сортировка, упаковка стираного белья по назначению.
5.Вывоз белья и обратная доставка белья осуществляется транспортом Исполнителя. Бельё должно быть принято на стирку и выдано со стирки Исполнителем в удобное для заказчика время. Сдача белья следует строго в установленные дни в соответствии с утвержденным графиком.
6.Погрузо-разгрузочные работы выполняются силами Исполнителя.
Услуги по обработке белья включают в себя непосредственно дезинфекцию, восстановление санитарно-гигиенических свойств (стирка), сушку, глажение, обработку и чистку спальных принадлежностей (подушек), упаковывание в пакеты, а также вывоз и доставку белья для его обработки от Заказчика Исполнителю и обработанного белья от Исполнителя Заказчику.
В данном случае ОКПД 2-96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья" включает в себя: услуги по чистке текстильных изделий и предметов одежды для коллективов и предприятий; услуги по стирке, чистке и глажению для прачечных самообслуживания; услуги по стирке, чистке и глажению для домашних хозяйств; услуги по чистке текстильных изделий, мебели и ковров в помещениях у клиентов, чистка ковров, обивочных тканей, стенных драпировок и т.д.
Данному ОКПД 2 -96.01.19.127 соответствует КТРУ 96.01.10.000-00000003 "Услуги по стирке и чистке (в том числе химической) изделий из тканей и меха Единица измерения: Килограмм", что полностью соответствует Техническому описанию объекта закупки. Таким образом, требования Заказчика к качеству и безопасности оказываемых услуг не противоречат статье 33 "Правила описания объекта закупки" 44-ФЗ и не нарушают принципа свободной конкуренции".
Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является прерогативой заказчика. В Законе о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Министерства финансов России, изложенная в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Заявитель не предоставил в жалобе доказательств, подтверждающие несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД 2 объекту закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД нарушает права Заявителя, в том числе препятствует подаче заявки на участие в закупке.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчику необходимо было установить ОКПД 2 - 96.01.12.139 - Услуги по химической чистке перо-пуховых изделий. Однако согласно Техническому заданию конкретный перечень услуг включает:
1.Востановление свойств белья (белье прямое постельное, белье махровое, белье столовое и кухонное, стирка особо загрязненного белья, шторы, спецодежда медицинских работников, обработка перовых подушек).
2.Кондиционирование.
3.Глажение белья.
4.Сортировка, упаковка стираного белья по назначению.
5.Вывоз белья и обратная доставка белья осуществляется транспортом Исполнителя. Бельё должно быть принято на стирку и выдано со стирки Исполнителем в удобное для заказчика время. Сдача белья следует строго в установленные дни в соответствии с утвержденным графиком.
6.Погрузо-разгрузочные работы выполняются силами Исполнителя,
Информация из Технического задания отражает, что Заказчику не требуется химическая очистка перо-пуховых изделий, как указывает Заявитель, а только непосредственно дезинфекция и восстановление санитарно-гигиенических свойств (стирка), сушка, глажение, обработка и чистка спальных принадлежностей (подушек) (например, чистка паром). Таким образом, установленный Заказчиком ОКПД 2:96.01.19.127 "Услуги по дезинфекции белья" соответствует Техническому заданию.
На основании изложенного, действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, довод жалобы является необоснованным.
Руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 29 марта 2022 г. N 082/06/106-363/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2022