Резолютивная часть объявлена 23 марта 2022 г. Изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
||
<_> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Касторенская средняя общеобразовательная школа N2" Касторенского района Курской области (далее - МКОУ "Касторенская средняя общеобразовательная школа N2") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
<_> |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Управления капитального строительства Курской области" (далее - ОКУ "УКС Курской области") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
<_> |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0844200000322000011 |
||
Объект закупки |
Выполнение работ по строительству объекта: "Теплоснабжение зданий МКОУ "Касторенская СОШ N2", расположенных по адресу: Курская область, п. Касторное, ул. Буденного, д.36" |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
11 764 136 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
09.03.2022 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
17.03.2022 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
1 (одна) с идентификационным номером 1 |
||
Количество допущенных заявок на участие в закупке (при наличии) |
1 (одна) с идентификационным номером 1 |
||
Количество заявок, которым отказано в допуске к участию в закупке (при наличии) |
- |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна) с идентификационным номером 1 |
||
Количество заявок, признанных несоответствующими установленным требованиям (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/6960313902, на заседании велась аудиозапись.
Доводы жалобы:
- Заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") не установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки информации об идентификационном номере налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
- Заказчик в нарушение положений ФЗ "О контрактной системе..." требует предоставление в составе заявки на участие в закупке информации, подтверждающей соответствии дополнительным требованиям;
- Заказчиком в проекте контракта установлено неправомерное основание для увеличения сроков исполнения обязательств по контракту.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель уполномоченного учреждения возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заказчика возражала против доводов жалобы, также сообщив, что содержание извещения об осуществлении закупки соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "в" п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе...", для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в п. 2 и 3 ч. 3 ст.104 настоящего Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Согласно п.2 ч.6 ст.43 ФЗ "О контрактной системе" при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" п.1 ч. 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Вместе с тем, согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не применяются по 31 марта 2022 года включительно в отношении информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 указанной статьи. Такая информация направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 ФЗ "О контрактной системе".
Как подтверждается материалами дела, в приложении к извещению об осуществлении закупки N0844200000322000011 "Содержание и состав заявки на участие в закупке и рекомендации по ее заполнению" заказчиком установлено: "информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС".
При таких обстоятельствах, заказчиком, уполномоченным учреждением в извещении об осуществлении закупки указана ссылка на положения ФЗ "О контрактной системе_", которые будут применяется после даты 31.03.2022, которая на момент размещения извещения об осуществлении закупки N0844200000322000011 еще не наступила, что не соответствует ч.3 ст.7, п. 2 ч. 6 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_", ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ.
За разъяснениями в этой части к заказчику, уполномоченному учреждению участники закупки не обращались.
В связи с изложенным, довод жалобы N1 является обоснованным.
2. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, согласно ч. 3 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_", устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, заказчиком в извещение об осуществлении закупки N0844200000322000011 установлены дополнительные требования к участникам закупки, где объектом закупки является выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.
При этом, как подтверждается материалами дела, требование о предоставлении информации и документов для подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям, установлено заказчиком в приложении к извещению об осуществлении закупки N0844200000322000011 "Содержание и состав заявки на участие в закупке и рекомендации по ее заполнению".
Таким образом, согласно извещению об осуществлении закупки, заказчик установил требование о предоставлении таких информации и документов для подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям в составе заявки на участие в закупки.
Вместе с тем, согласно п.3 ч.6 ст.43 ФЗ "О контрактной системе", при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" п. 1 ч. 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При таких обстоятельствах, заказчиком, уполномоченным учреждением в извещении об осуществлении закупки в нарушение требований ч.3 ст.7, п. 3 ч. 6 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_" установлено требование о предоставлении информации, документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе_", в составе заявки на участие.
За разъяснениями к заказчику, уполномоченному учреждению в этой части участники закупки не обращались.
В связи с изложенным, довод жалобы N2 является обоснованным.
3. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Из ч. 2 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе_" следует, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" определены случаи изменение существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон.
Как подтверждается материалами дела, в п. 9.1 и 9.2 проекта контракта установлено: "п. 9.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, и других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
П. 9.2. При наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту увеличивается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок".
Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу, что данные положения проекта контракта не изменяют сроки исполнения обязательств по контракту, а описывают порядок действий сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок изменения условий контракта установлен заказчиком в разделе 13 "Срок действия, порядок изменения контракта" проекта контракта, который по своему содержанию соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
За разъяснениями в этой части участники закупки к заказчику, уполномоченному учреждению не обращались.
При таких обстоятельствах, довод жалобы N 3 не нашел подтверждения материалами дела.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным учреждением нарушены положения ч.3 ст.7, п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_", ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ, что что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.03.2022 г., на участие в закупке была подана 1 заявка (с идентификационным номером 1), заявка была допущена к участию, и признана соответствующей. Учитывая, что допущенные заказчиком, уполномоченным учреждением нарушения ч.3 ст.7, п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 ФЗ "О контрактной системе_", ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выдается.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях заказчика, уполномоченного учреждения иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Учитывая изложенное, на основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" обоснованной в части нарушения заказчиком - муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Касторенская средняя общеобразовательная школа N2" Касторенского района Курской области, уполномоченным учреждением - областным казенным учреждением "Управления капитального строительства Курской области" требований ч.3 ст.7, п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Касторенская средняя общеобразовательная школа N2" Касторенского района Курской области, уполномоченное учреждение - областное казенное учреждение "Управления капитального строительства Курской области" требований ч.3 ст.7, п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе заказчику, не выдавать.
4. Передать материалы дела N046/06/42-126/2022 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N046/06/42-126/2022 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 28 марта 2022 г. N 046/06/42-126/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2022