Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ожерельева Е. Э.
от ООО "ПРИМА" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРИМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская детская больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168922000038 "оказание услуг по техническому обслуживанию и инструментальному контролю технического состояния медицинской техники и оборудования".
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования документации.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ПРИМА", выслушав сторону, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Объектом данной закупки в соответствии с заявленным кодом ОКПД2 являются услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях (33.13.12.000). (Приложение N 1 к извещению, Описание объекта закупки).
В Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению) в том числе, кроме лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники и лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением, если эти источники используются в медицинской деятельности), указаны следующие требования к участнику закупки (пункт "н"): наличие действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации с областью аккредитации с соответствующей областью аккредитации: (аппараты и комплексы медицинского назначения рентгеновские (аналоговые и цифровые); рентгеновские питающие устройства диагностических рентгеновских генераторов, аппараты и комплексы медицинского назначения рентгеновские - флюорографические, урологические, общего назначения для рентгенографии, рентгеноскопии и комбинированного типа, хирургические, дентальные маммографические; радиационно-защитные средства и материалы; кабинеты рентгенодиагностики и рентгенотерапии (генерирующие источники ионизирующего излучения) (требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона N 102-ФЗ от 26.06.2008. Глава 1 статья 1 п.п.2,3; Глава 3 статья 11 п. 6) или в случае привлечения третьих лиц для проведения работ по контролю медицинских изделий с действующим аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации копию договора субподряда с третьим лицом со сроком действия не менее срока действия на который будет заключен контракт с ГБУЗ СК "Пятигорская ГДБ" и на данного третьего лица копию действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации с соответствующей областью аккредитации.
Основные требования к контролю технического состояния и функционирования медицинских изделий установлены "ГОСТ Р 56606-2015. Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий.
"Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 05.10.2015 N 1451-ст) и "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192-03", утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.02.2003 г.
Из анализа указанных требований Методических рекомендаций и ГОСТа Р 56606-2015, следует, что контроль технического состояния медицинских изделий - это проверка соответствия значений параметров и характеристик медицинского изделия требованиям нормативной и эксплуатационной документации. Только с момента выдачи исполнителем протокола испытаний, подтверждающего соответствие значений параметров и характеристик медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации, услуга по техническому обслуживанию может считаться оказанной исполнителем качественно и в полном объеме, а применение заказчиком медицинской техники в диагностических и лечебных целях считаться безопасным при ее использовании по назначению. Контроль технического состояния медицинской техники является неотъемлемой частью услуги по техническому обслуживанию; контроль технического состояния и периодическое и текущее техническое обслуживание входят в состав одного объекта закупки, являются одной услугой, и не могут рассматриваться как функционально и технологически не связанные между собой услуги.
Заявителем жалобы не оспаривается, что услуги по контролю эксплуатационных параметров медицинского оборудования (инструментальному контролю основных технических характеристик) являются частью всего объема услуг по контролю технического состояния, а услуги по контролю технического состояния - частью всего объема услуг по техническому обслуживанию.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 56606-2015 результаты проверки соответствия значений параметров и характеристик изделий медицинской техники требованиям нормативной и эксплуатационной документации оформляются протоколами, где указывают измеренные значения параметров, их соответствие требуемым значениям, средства измерения, которыми проводились испытания, выводы о дальнейшей эксплуатации медицинского изделия; контроль технического состояния медицинских изделий не может проводится подразделениями (персоналом), осуществляющим его техническое обслуживание.
Пункт 4.3.2 ГОСТ Р 56606-2015 указывает, что периодические испытания должны проводить организации, аккредитованные в установленном порядке на данный вид испытаний медицинского изделия конкретного типа в соответствии с Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28.12.2013 N 412-ФЗ.
Аналогичные требования установлены п. 8.9, 8.11 СанПин 2.6.1.1192-03: контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования должен включать периодический контроль параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации и текущий контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования и проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке (в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации").
Таким образом, в рамках технического обслуживания медицинской техники, должны быть предоставлены протоколы испытаний медицинского оборудования, выданные организацией, имеющей аттестат аккредитации на данный вид испытаний медицинских изделий.
Учитывая, что услуги, требующие наличия аттестата аккредитации испытательной лаборатории, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, заказчиком правомерно установлено требование к участникам о наличии лицензии на обслуживание медицинской техники, а также действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее:
Ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено - при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки.
Из указанной нормы Закона однозначно следует, что требования заказчиком предъявляются и устанавливаются именно к участникам закупки, а не третьим лицам.
В нарушение указанной нормы закона заказчиком установлено следующее требование:
наличие действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации с областью аккредитации с соответствующей областью аккредитации: (аппараты и комплексы медицинского назначения рентгеновские (аналоговые и цифровые); рентгеновские питающие устройства диагностических рентгеновских генераторов, аппараты и комплексы медицинского назначения рентгеновские - флюорографические, урологические, общего назначения для рентгенографии, рентгеноскопии и комбинированного типа, хирургические, дентальные маммографические; радиационно-защитные средства и материалы; кабинеты рентгенодиагностики и рентгенотерапии (генерирующие источники ионизирующего излучения) (требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона N 102-ФЗ от 26.06.2008. Глава 1 статья 1 п.п.2,3; Глава 3 статья 11 п. 6) или в случае привлечения третьих лиц для проведения работ по контролю медицинских изделий с действующим аттестатом аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации копию договора субподряда с третьим лицом со сроком действия не менее срока действия на который будет заключен контракт с ГБУЗ СК "Пятигорская ГДБ" и на данного третьего лица копию действующего аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного Федеральной службой по аккредитации с соответствующей областью аккредитации.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРИМА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская детская больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300168922000038 "оказание услуг по техническому обслуживанию и инструментальному контролю технического состояния медицинской техники и оборудования" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская детская больница" нарушившим требования ч.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
А. М. Резцова
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 марта 2022 г. N 026/06/42-524/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022