Резолютивная часть оглашена
28.03.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Северного округа" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Мансуровой Ольги Марлисовны в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционных систем для нужд учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (извещение N 0142200001321024805, начальная (максимальная) цена контракта - 7 564 700,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Северного округа" (далее - Учреждение, Заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Мансуровой Ольги Марлисовны (далее - ИП Мансурова О.М., Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
26.10.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142200001321024805 о проведении Аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.11.2021 г. N 0142200001321024805-3 между Заказчиком и ИП Мансуровой О.М. 27.11.2021 г. заключен контракт на оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционных систем для нужд учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Согласно пункту 4.1. Контракта исполнитель обязан осуществить передачу лицензий в срок, указанный в Техническом задании.
В соответствии с Приложением N1 к Контракту услуги должны быть выполнены с момента подписания муниципального контракта по 10.12.2021 г.
Согласно Техническому заданию (Приложение N1 к контракту), исполнитель осуществляет передачу Лицензий в срок с момента заключения контракта по 10.12.2021 г.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель передает заказчику на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программного обеспечения компании Майкрософт, предоставляемое (передаваемое) Заказчику в соответствии с контрактом. При этом право на использование программного обеспечения компании Майкрософт, в отношении которого предоставляется лицензия, ограничено пределами, предусмотренными лицензионным соглашением для конечного пользователя.
Таким образом, Подрядчик обязан выполнить работы в срок до 10.12.2021 г.
Акт приема-передачи, счет на оплату переданы по средствам курьерской доставки 22.12.2021 г. и доставлены 22.12.2021 г.
Согласно техническому заданию (Приложение N1 к контракту) Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) обязан направить исполнителю один экземпляр подписанного Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) или мотивированный отказ в письменной форме от подписания акта сдачи -приемки выполненных работ (оказанных услуг).
В соответствии с условиями контракта, Заказчиком была проведена приемка предоставленных лицензий, в ходе которой установлено, что указанные лицензии не соответствуют требованиям документации о проведении закупки и условиям контракта.
Согласно официальному разъяснению компании Майкрософт N006 от 21 марта 2019 года, свидетельством наличия лицензий является документ, подтверждающий факт покупки, выданный авторизованным дистрибутором лицензионного программного обеспечения. К таким документам относятся контракт, платежные документы, акты приемки-передачи. В соответствии с данным разъяснением Заказчиком были направлены запросы авторизованным дистрибутором лицензионного программного обеспечения с целью подтверждения лицензионности предоставленных исполнителем программных продуктов. Согласно полученным ответам от дистрибьюторов, ключи продуктов, указанные в запросе не предоставлялись в адрес ИП Мансуровой О.М.
Таким образом, исполнителем не подтвержден факт покупки программного продукта у авторизованных дистрибуторов Майкрософт, легальность поставленных лицензий не установлена.
Вместе с тем, документацией о закупке предусмотрена поставка лицензионного программного обеспечения, а именно: операционная система Windows 10 Professional 64 oem и офисное приложение MICROSOFT Office для дома и бизнеса 2019, Rus, POS карта (t5d-03189-pin или аналогичная). Таким образом, ввиду поставки нелицензированного программного обеспечения, исполнителем нарушено существенное условие контракта.
Заказчиком направлен мотивированный отказ от приемки лицензий от 29.11.2021 г. N6/2021-ЭА, не имеющих подтверждения подлинности их происхождения.
В срок, указанный в мотивированном отказе нарушения не устранены Исполнителем.
Согласно ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
19.01.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе 12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения размещено в ЕИС 21.02.2022 г. Вступило в законную силу 21.03.2022 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от Участника закупки письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, исполнитель согласился на выполнение работ на условиях, определенных аукционной документацией. Положения аукционной документации в установленном порядке Подрядчик не обжаловал, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавал.
В рассматриваемом случае исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Доказательств обратного Подрядчиком в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) исполнителя лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, проведенного в целях реализации возложенных на него полномочий, а именно оказание услуг по предоставлению офисных программ и операционных систем для нужд учреждений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм исполнителя.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Мансуровой О.М. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение ИП в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Мансуровой Ольги Марлисовны (ИНН 591153576154, ОГРНИП 321595800056302, адрес регистрации: 618400, Пермский край, г. Березники, ул. Северный переулок, д.11а-20) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Мансуровой Ольги Марлисовны из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 марта 2022 г. N РНП-63-132
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022