Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПСК "Билдинг"" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту здания и ограждения МБУК "Дворец культуры Гознака" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Либкнехта ,10 (изв.N 0856300009322000036),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300009322000036 МБУК "Дворец культуры Госзнак" (далее - Заказчик), МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту здания и ограждения МБУК "Дворец культуры Гознака" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Либкнехта ,10.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.03.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 16 731 001,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.03.2022 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2022 NИЭА1 заявка N 1 была отклонена Аукционной комиссией на основании несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, в частности, отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках)
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен.
В письменных пояснениях Аукционная комиссия указала, что представленный Заявителем контракт от 05.10.2021 г. N 0156300008721000265-38966 на выполнение работ по проекту, получившему поддержку в рамках реализации природоохранных мероприятий муниципальной программы "Охраны природы и лесное хозяйство города Перми" (Благоустройство ООПТ "Сосновый бор"), не может быть принят в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям по п. 15 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Относительно предоставленных в составе заявки реестровых номеров контрактов Аукционная комиссия пояснила, что при переходе по ссылке на указанные выше реестровые номера контрактов открывался файл "Дополнительное соглашение от 19.11.2021 к муниципальному контракту N 0156300008721000265_38996 от 05.10.2021 г. Также Аукционная комиссия отметила, что контракт N 1590229380521000341 не является исполненным договором.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о закупках в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и 2.1 статьи 31 Закона о закупках, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о закупках.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0156600015522000009 Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии с п. 15 приложения к ПП РФ N 2571.
Согласно п. 15 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки устанавливается дополнительное требование:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному п. 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются следующее:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Согласно требованиям п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и предусмотренные пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям Заявителем была приложена копия муниципального контракта N 0156300008721000265_38996 от 05.10.2021 г. на выполнение работ по проекту получившему поддержку в рамках реализации природоохранных мероприятий муниципальной программы "Охрана природы и лесное хозяйство города Перми" (Благоустройство ООПТ "Сосновый бор"), заключенного между МКУ "Благоустройство Кировского района" и ООО "ПСК "Билдинг" по результатам проведения закупки (изв.N 0156300008721000265). Согласно п. 2.1. контракта цена контракта составляет 34 197 052,00 руб. В составе документов имеются копии актов выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Также Заявителем в соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о закупках была представлена информация о реестровых записях контрактов:
- 1590229380521000341 на выполнение работ по устройству ограждения территории Заказчика в 2021-2022 годах для обеспечения государственных нужд Заказчика, заключенный между Заявителем и ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства". Цена контракта 8 068 890,65 руб.;
- 2590229274520000054 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений для размещения судебных участков мировых судей в здании по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 41, заключенный между Заявителем и агентством по делам юстиции и мировых судей Пермского края. Цена контракта 10 251 498,00. Контракт расторгнут по соглашению сторон в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о закупках, фактически сумма оплаченных работ составляет 9 606 231,00 руб.
- 3590506159120000080 на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Пермь ул. Нефтяников, 5, заключенный между Заявителем и МКУ "Административно - техническая инспекция города Перми". Цена контракта 1 294 624,00 руб.
Относительно представленного муниципального контракта N 0156300008721000265_38996 от 05.10.2021 г. Комиссия отмечает следующее.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения доводов жалобы Комиссией в адрес АСРО "Гильдия Пермских Строителей" был сделан запрос с просьбой выразить мнение относительно того, к каким выдам работ относятся работы, предусмотренные контрактом N 0156300008721000265_38996 от 05.10.2021 г.
Согласно поступившему ответу АСРО "Гильдия Пермских Строителей" комплекс работ в составе технического задания к контракту N 0156300008721000265_38996 от 05.10.2021 г. относятся к видам работ по благоустройству территорий, следовательно, не могут быть представлены в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным п. 15 ПП РФ N 2571.
Таким образом представленный договор не может являться договором, подтверждающим соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с п. 15 ПП РФ N 2571.
Вместе с тем, Комиссия, в ходе анализа реестровых номеров контрактов, представленных Заявителем, установила следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 1590229380521000341 Заявителем были выполнены работы по устройству ограждения территории ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в 2021-2022 годах для обеспечения государственных нужд ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства". Так, согласно приложениям к контракту Заявителем были выполнены следующие работы: монтаж столбов для крепления секций, установка металлических секций к столбам, монтаж столбов для крепления ворот и калиток, установка ворот и калиток.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно ч. 6 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В силу ч. 8 Градостроительного кодекса РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Таким образом, работы по устройству ограждения не являются работами по выполнению текущего ремонта здания или сооружения, а также работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Следовательно, договор на выполнены работы по устройству ограждения территории ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" в 2021-2022 годах для обеспечения государственных нужд ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" не может являться договором, подтверждающим соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с п. 15 ПП РФ N 2571. Согласно позиции АСРО "Гильдия Пермских Строителей" работы по установке ограждений являются работами по благоустройству территории и не могут являться работами по текущему ремонту здания, сооружения, а также работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно реестровой записи контракта N 2590229274520000054 Заявителем были выполнены работы по капитальному ремонту помещений для размещения судебных участков мировых судей в здании по адресу: г. Пермь, ул. Лодыгина, 41.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Таким образом, помещение входит в состав зданий и сооружений, следовательно, капитальный ремонт помещения как части здания или сооружения относится к ремонту всего здания, сооружения.
Относительно расторжения контракта по соглашению сторон Комиссия отмечает, что ч. 8 ст. 95 Закона о закупках предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Соглашение о расторжении муниципального контракта от 05.10.2021 между Заявителем и агентством по делам юстиции и мировых судей Пермского края подписано на основании ч. 8 ст. 95 Закона о закупках, в соответствии с п. 2 соглашения обязательства по контракту исполнены на сумму 9 606 231,00 рублей. Возражений по качеству и объему выполненных работ Заявителем агентством по делам юстиции и мировых судей Пермского края не заявлено, соглашение подписано без возражений.
Фактически данное соглашение подтверждает исполнение контракта на сумму 9 606 231,00 руб., а не расторжение контракта без выполнения работ.
Таким образом, указанный договор подтверждает факт наличия у Заявителя опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений, согласно п. 15 приложения к ПП РФ 2571
Согласно реестровой записи контракта N 1590229380521000341 Заявителем были выполнены работы по текущему ремонту помещений по адресу: г. Пермь ул. Нефтяников, 5, заключенный между Заявителем и МКУ "Административно - техническая инспекция города Перми". Цена контракта 1 294 624,00 руб. Вместе с тем, согласно п. 15 приложения к ПП РФ 2571 цена выполненных работ по договору, предусмотренному п. 1 или 2 графы позиции 15 ПП РФ 2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя.
Поскольку 20% от НМЦК проводимой закупки составляет 3 346 200,24 руб., договор на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Пермь ул. Нефтяников, 5 не может являться договором, подтверждающим соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с п. 15 ПП РФ N 2571.
Относительно невозможности открыть реестровые записи контрактов, указанные Заявителем в составе заявки Комиссия отмечает, что данные реестровые номера размещены в реестре контрактов единой информационной системы. Информация о номерах контрактов является актуальной.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение требований пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
В действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПСК "Билдинг"" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту здания и ограждения МБУК "Дворец культуры Гознака" по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. К. Либкнехта ,10 (изв.N 0856300009322000036) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение требований пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 марта 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022