рассмотрев обращение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЛифтТех-Сервис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на техническое обслуживание здания в части лифтового оборудования по адресу г. Пермь, бульвар Гагарина, 78 (изв.N 0256100000120000051),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000120000051 Заказчиком проводился электронный аукцион на техническое обслуживание здания в части лифтового оборудования по адресу г.Пермь, бульвар Гагарина, 78. Начальная (максимальная) цена контракта - 119 880,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
14.01.2021 г. между Заказчиком и ООО "ЛифтТех-Сервис" (далее - Исполнитель) заключен контракт на техническое обслуживание здания в части лифтового оборудования по адресу г. Пермь, бульвар Гагарина, 78, на сумму 79 400,60 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 01.02.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию здания в части лифтового оборудования, по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 78 (далее - услуги) Государственного заказчика, а Государственный заказчик обязуется принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.2. Услуги, предусмотренные пунктом 1.1. настоящего Контракта, выполняются согласно Техническому заданию (Приложение N1 к Контракту), Расчету стоимости оказываемых услуг (Приложение N 2 к Контракту) являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
5.1. Исполнитель обязан:
5.1.1. Оказать услуги, предусмотренные п. 1.1 настоящего Контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием, качественно и в сроки, указанные в п. 4.1. настоящего Контракта.
5.1.2. В случае если Контракт заключен не с первого числа первого месяца оказания услуг, услуги за неполный месяц подлежат оказанию в полном объеме, предусмотренным Техническим заданием, как за полный месяц оказания услуг.
5.1.3. Самостоятельно за счет своих средств производить расчеты, позволяющие оказать весь комплекс услуг. Приобретение оборудования, инструментов, приборов, изделий, расходных материалов, а также других предметов, потребность в которых возникает в процессе оказания услуг, осуществляется за счет Исполнителя.
5.1.4. При обнаружении обстоятельств, влияющих на качество и срок оказания услуг, незамедлительно известить об этом Государственного заказчика.
5.1.5. По требованию Государственного заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с Государственным заказчиком, устранить допущенные по своей вине в оказанных услугах недостатки или иные отступления от условий Контракта.
5.1.6. Предоставлять по запросу Государственного заказчика в течение двух рабочих дней достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
5.1.7. Возместить в полном объеме вред, причиненный имуществу Государственного заказчика при оказании услуг, предусмотренных настоящим Контрактом.
5.1.8. По завершении оказания услуг предоставить представителю Государственного заказчика в сроки, установленные настоящим Контрактом, документы, предусмотренные п. 3.1. настоящего Контракта.
5.1.9. При заключении Контракта представить обеспечение исполнения Контракта в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В случае предоставления обеспечения исполнения Контракта в форме безотзывной банковской гарантии представить Государственному заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней после заключения Контракта оригинал обеспечения исполнения Контракта.
5.1.10. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом.
5.2. Исполнитель имеет право:
5.2.1. Требовать оплату оказанных услуг в соответствии с разделом 2 настоящего Контракта.
5.2.2. Запрашивать у Государственного заказчика информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему Контракту.
5.3. Государственный заказчик обязан:
5.3.1. Предоставлять Исполнителю информацию, необходимую для исполнения обязательств по настоящему Контракту.
5.3.2. Оплачивать услуги в порядке, в срок и в размере в соответствии с разделом 2 настоящего Контракта.
5.3.3. Обеспечить приемку результата оказанных услуг в соответствии с разделом 3 настоящего Контракта.
5.4. Государственный заказчик имеет право:
5.4.1. Проверять ход и качество оказания услуг Исполнителем.
5.4.2. Требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств по настоящему Контракту, а также требовать устранения выявленных недостатков в установленные Государственным заказчиком сроки.
5.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств.
5.4.4. Осуществлять иные права, предусмотренные Контрактом.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
5.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств.
9.3. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
9.4. Государственный заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своём соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. п. 1.1 Контракта Исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию здания в части лифтового оборудования, по адресу: г. Пермь, бульвар Гагарина, 78. В соответствии с п 1.11.1. Технического задания Исполнителем проводится контроль и поддержание в рабочих пределах уровня масла в редукторе главного привода или гидроагрегата. Пунктом 1.7.3. таблицы 5 Руководства по эксплуатации лифтов "KLZ" (Приложение N 1), установленных у Заказчика, предусмотрена ежемесячная периодичность операций по проверке отсутствия течи масла в местах установки крышек и валов, а также устранение течи масла заменой прокладок.
В сентябре 2021 г. Заказчиком было обнаружено потемнение редукторного масла, а также течь масла. Так в адрес Исполнителя Заказчиком были направлены письма N 10/15127 от 21.09.2021 г., N 27/18149 от 29.10.2021 г., N 27/20146 от 18.11.2021 г., N 27/25576 от 21.12.2021 г. с требованием об устранении неисправности и о представлении сроков устранения данной неисправности. Неисправность была отражена в журналах технического обслуживания лифтового оборудования. Неисправность также была подтверждена актами N 1155, 1156, 1157, 1158 от 15.11.2021 г., составленными ООО "ЗУРЭ центр "Диагностика"", в которых отражены рекомендации по замене масла в редукторе лебедки, зафиксировано обнаружение течи масла редуктора лебедки, а также разлив машинного масла у направляющих в приямке.
Меры по устранению неисправностей Исполнителем не предпринимались, на основании чего Заказчиком выносились мотивированные отказы от подписания актов о приемке оказанных услуг N 27/16374 от 13.10.2021 г., N 27/18603 от 03.11.2021 г., N 27/23368 от 07.12.2021 г., N 27/2931 от 18.01.2022 г.
Поскольку услуги Исполнителем надлежащим образом не оказаны, недостатки не устранены, Заказчиком 01.02.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах". 02.02.2022 решение направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 01.02.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчиком указано, что датй надлежащего уведомления считается 03.03.2022 г.
Вместе с тем, в силу пп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе. Поскольку решение размещено Заказчиком 01.02.2022 г., и по истечении 15 дней Заказчиком не получено подтверждение о вручении поставщику письма с решением, то в соответствии с пп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 датой надлежащего уведомления будет являться 16.02.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 28.02.2022 г.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о закупках, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о закупках участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 104 Закона о закупках.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Пермского УФАС России лишь 15.03.2022 г.
Таким образом, в действия Заказчика, несвоевременно направившего обращение, нарушают ч. 4 ст. 104 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Исполнителя указал, что во исполнение обязанностей по Контракту Исполнителем были назначены специалисты, а именно: специалист ответственный за организацию технического обслуживания - Макаров А.В., инженер по монтажу и сервису и электромеханик по обслуживанию лифтов - Нешатев О.В. Указанные специалисты прошли независимую оценку квалификации и являются аттестованным квалифицированным персоналам для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования. Как указывает Исполнитель, еще 11.01.2021 г. в рамках исполнения контракта за предыдущий период Исполнителем было направлено письмо в адрес Заказчика о наличии течи в редукторах главного привода и с рекомендацией заложить финансирование данных работ в смету расходов на 2021 год. Вместе с тем, на отправленное письмо Заказчик не отреагировал. Весной 2021 г. в ответ на устные требования Заказчика произвести ремонт редукторов главного привода в рамках договора на техническое обслуживание Исполнитель направил запрос в территориальный орган Ростехнадзора с просьбой соотнести требования Заказчика с положениями действующих ГОСТов и иных нормативных документов. 25.05.2021 г. Ростехнадзор подготовил ответ на направленный ранее запрос. 11.06.2021 года ответ Ростехнадзора на запрос Исполнителя был направлен Заказчику для ознакомления. В июне 2021 г. Исполнителем были проведены работы по замене резиновых уплотнений у редукторов главного привода, точном соответствие с руководством по эксплуатации. Одновременно с этим была произведена замена масла в редукторах главного привода. О выполнении данных работ были сделаны соответствующие отметки в журнале технического обслуживания лифтов. Замечаний от Заказчика о проведенных работах Исполнителю не поступало. Поскольку работы по замене резиновых уплотнений не дали результата - подтекание продолжилось, о чем были сделаны соответствующие отметки в журналах технического обслуживания. Исполнитель многократно предлагал Заказчику произвести работы по ремонту редукторов главного привода (начиная с января 2021 года), однако доводы Исполнителя Заказчиком не принимались в расчет. Относительно замечаний Заказчика по замены масла Исполнитель указал, что данное требование необоснованно. В ноябре 2022 г. при проведении периодического технического освидетельствования Заказчик не предоставил специалисту инженерного центра журналы технического обслуживания лифтов. В связи с чем специалистом инженерного центра был сделан вывод о необходимости замены масла опираясь на пожелания Заказчика, и без возможности соотнести эти пожелания с фактически выполненными работами. Более того, инженерный центр выдал не предписания, а рекомендации, устранение которых не может носить обязательный характер. С сентября 2021 года по декабрь 2021 года Заказчик необоснованно отказывал Исполнителю в приеме и оплате оказанных услуг, возражения Исполнителя касаемо необоснованности отказов в приемке и оплате услуг Заказчиком отклонялись.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что с момента заключения контракта по сентябрь 2021 г. Исполнителем надлежащим образом выполнялись работы техническому облуживанию лифтового оборудования. Всего оказаны услуги на сумму 52 933,76 руб. Оказанные услуги приняты и оплачены Заказчиком. Таким образом, объем исполненных Поставщиком обязательств по контракту составил 66,67 %.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Согласно пояснениям представителя Исполнителя в настоящий момент односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта оспаривается Исполнителем в рамках дела N А50-4763/2022 от 02.03.2022 г.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителем, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ЛифтТех-Сервис" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "ЛифтТех-Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 104 Закона о закупках, выявленное по результатам рассмотрения обращения.
3. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 марта 2022 г. N РНП-59-135
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022