Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа (далее - Заказчик), МКУ "Управление закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт участка центральной водопроводной сети (дюкерные переходы по дну реки Усьва в количестве 2-х единиц) (изв.N 085660010922000052),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 085660010922000052 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на ремонт участка центральной водопроводной сети (дюкерные переходы по дну реки Усьва в количестве 2-х единиц).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 605 289,60 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.03.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом, в нарушение норм, действующего законодательства не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 11 постановления Правительства от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Помимо этого, Заявитель полагает, что для выполнения работ, указанных в объекте закупки, участникам аукциона необходимо состоять в саморегулируемой организации в сфере строительства или получить разрешение от такой организации.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. В письменных пояснениях указал, что данный объект закупки не требует установления дополнительных требований, а также членства в саморегулируемой организации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п. 8 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, к участникам закупки устанавливаются следующие требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 Водного кодекса РФ к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи; в соответствии п. 1 ст. 11 ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что к линейным объектам относятся трубопроводы, подводные линии связи; в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. На основании вышеизложенного, работы, являющиеся объектом спорной закупки, можно отнести к работам на линейном объекте капитального строительства.
В силу п.13, 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно Извещению о проведении закупки и прикреплённому к нему Техническому заданию объектом закупки является ремонт уличной водопроводной сети м-н "а", расположенной по адресу: пермский край, г. Чусовой, протяженностью 817 п/м.
Согласно приложению N 2 к Контракту - Локально-сметный расчёт, в перечень работ на вышеуказанном объекте включены следующие работы:
- укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб
- установка задвижек или клапанов обратных чугунных.
С учётом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что работы, указанные в извещении, техническом задании являются объектом по строительству, реконструкции линейного объекта.
Данный вывод подтверждается письменной позицией представителя АСРО "Гильдия Пермских строителей" (письмо о предоставлении информации по запросу N 1060 от 24.03.2022 г.).
На основании указанного выше, с учетом позиции представителя АСРО "Гильдия Пермских строителей", положений Закона о закупках, Градостроительного кодекса РФ, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках, ПП РФ N 2571.
Поскольку Заказчик установил дополнительные требования, в соответствии с п. 15 ПП РФ N 2571, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода Заявителя жалобы о том, что Заказчиком должны быть установлены дополнительные требование об обязательном членстве в саморегулируемой организации, Комиссия поясняет следующее.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ 2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Виды работ, поименованные в аукционной документации - "ремонт участка центральной водопроводной сети (дюкерные переходы по дну реки Усьва в количестве 2-х единиц)", а именно Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения, относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (п. 16 раздел III Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 г.), что обязывает Заказчика установить требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Вместе с тем, несмотря на разъяснения Ростехнадзора о неприменении Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 г. (далее - Перечень), в связи с отменой свидетельств саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, сам Приказ Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 г. при этом не утратил силы. И поскольку на сегодняшний день при выдаче саморегулируемыми организациями допусков на выполнение любых строительных работ, отсутствует указание на определение видов таких работ, Перечень применяется в части, не противоречащей положениям законодательства о градостроительной деятельности с изменениями, внесенными Федеральным законом N 372-ФЗ от 03.07.2016 г.
Таким образом, поскольку в извещении о проведении Закупки не установлены требования об обязательном членстве участников закупки в СРО, в действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа, МКУ "Управление закупок" при проведении электронного аукциона на ремонт участка центральной водопроводной сети (дюкерные переходы по дну реки Усьва в количестве 2-х единиц) (изв.N 085660010922000052) обоснованной в части довода об установлении требования об обязательном членстве участников закупки в саморегулируемой организации в сфере строительства.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований ч. 4 ст. 31, ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 марта 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022