Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 1636 от 18.03.2022) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств реабилитации для социального обеспечения инвалидов (закупка N 0366100005122000001) (далее - Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Заявителя на основании доверенности;
- - представителя Заказчика, комиссии по осуществлению закупок федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
По мнению Общества, Заказчиком при формировании извещения о Закупке нарушены положения Постановления Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102).
Как указывает податель жалобы, Постановлением Правительства РФ N 102 утверждены следующие перечни:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
При этом пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Заявитель считает, что закупаемый в рамках Закупки товар входит как в Перечень N 1, так и в Перечень N 2, при этом одна из позиций отсутствует в указанных перечнях.
Таким образом, по мнению Общества, такие товары должны быть разделены на разные лоты и закупаться в рамках разных закупок.
Представитель Заявителя, участвующий в заседании Комиссии, поддержал доводы, указанные в жалобе, в полном объеме.
Представитель Заказчика, Аукционной комиссии не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке 10.03.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). В извещение о Закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 39 148,10 рублей.
Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.
В отношении доводов, изложенных в рассматриваемой жалобе, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, определенную указанной частью.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Закона Постановлением Правительства N 102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утверждены следующие перечни:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Вместе с тем, как было указано выше, пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ N 102 определено, что при применении Перечня N 1 следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Согласно извещению об Электронном аукционе предметом закупки является поставка средств реабилитации для социального обеспечения инвалидов.
В частности, в соответствии с извещением о Закупке предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Код ОКПД2 |
1 |
Костыли подмышечные с устройством противоскольжения |
32.50.22.128 |
2 |
Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения |
32.50.22.128 |
3 |
Трость опорная с УПС, регулируемая по высоте |
32.50.22.129 |
4 |
Однокомпонентный дренируемый непрозрачный калоприемник Абуцел-ВТ N5 20-80 мм или эквивалент |
32.50.13.190 |
Из извещения о Закупке следует, что для товаров, указанных выше в пунктах 1, 2, Заказчиком применен код ОКПД2 32.50.22.128 "Костыли"; для товара, указанного в пункте 3, установлен код ОКПД2 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие"; для товара, указанного в пункте 4 - код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Комиссией установлено, что Перечень N 1 содержит сведения о включении в него товаров с ОКПД2 32.50.22.128 "Костыли", 32.99.21.120 "Трости опорные". В свою очередь, согласно пункту 6 Перечня N 2 в него включены товары "Мочеприемники и калоприемники" (ОКПД2 32.50.13.190, 32.50.13.110 32.50.50.141), в том числе калоприемники однокомпонентные.
Таким образом, учитывая, что товары, являющиеся объектом закупки, с учетом наименования видов медицинских изделий и кодов ОКПД2, входят в различные перечни, установленные Постановлением Правительства РФ N 102, при проведении Закупки отсутствует необходимость устанавливать ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, предусмотренное Постановлением Правительства РФ N 102.
Вместе с тем, необходимо отметить, что из содержания извещения о Закупке также не следует, что в рамках данной закупки Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 102.
Таким образом, рассмотренные выше доводы жалобы Заявителя признаны Комиссией необоснованными.
Вместе с этим, в ходе проведенной внеплановой проверки рассматриваемой закупки, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона в контракт включаются следующие обязательные условия:
срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупки по которому размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 января 2023 года - не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая оформления документа о приемке без использования единой информационной системы, при котором срок оплаты должен составлять не более тридцати дней с даты подписания такого документа, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.20217 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (в редакции от 07.02.2022) утверждено Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 20(1) Положения получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обязательство по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта, в срок, не превышающий 10 рабочих дней (в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией 7 рабочих дней) со дня подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, если иной срок не установлен настоящим пунктом, при наличии на его лицевом счете соответствующих предельных объемов оплаты денежных обязательств.
Извещение об Электронном аукционе содержит информацию, что данная закупка финансируется за счет средств федерального бюджета (КБК 32003054240690049323).
Представитель Заказчика, Аукционной комиссии на заседании Комиссии также подтвердил, что закупка осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, электронный документ "Проект государственного контракта" извещения о Закупке в разделе 3 "Цена и порядок расчетов" содержит следующую информацию:
"3.2. Расчеты производятся, в безналичной форме из средств Федерального бюджета не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания документов о приемке товара Сторонами в соответствии с условиями Контракта".
Таким образом, Заказчик при формировании пункта 3.2 электронного документа "Проект государственного контракта", являющегося неотъемлемой частью извещения о Закупке, нарушил требования части 13.1 статьи 34 Закона, пункта 20(1) Положения в части указания предельного срока обязательства по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Вместе с тем, при проведении анализа информации и документов, размещенных в рамках рассматриваемой Закупки в единой информационной системе, Комиссия установила, что какие-либо электронные документы, в частности содержащие требования к содержанию, составу заявки на участие в Закупке и инструкцию по ее заполнению, в единой информационной системе не размещены.
Данный факт также подтверждается информацией раздела "Перечень прикрепленных документов" электронного извещения о Закупке:
"Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке
Документы не прикреплены".
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "ББ ГРУП" (вх. N 1636 от 18.03.2022) на действия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств реабилитации для социального обеспечения инвалидов (закупка N 0366100005122000001) необоснованной.
2. Признать федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" нарушившим пункт 3 части 2 статьи 42, часть 13.1 статьи 34 Закона, Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.20217 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета".
3. Выдать федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области", комиссии по осуществлению закупок федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24 марта 2022 г. N 071/06/105-65/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022