Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГКУ "Соцэнерго": М.Д. Хрущалева (по дов.N619 от 20.09.2021),
ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ-ЭФФЕКТ": А.В. Нагорнова (по дов.N1 от 18.03.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ-ЭФФЕКТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Соцэнерго" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по восстановлению инженерных сетей систем холодного и горячего водоснабжения, в целях обеспечения поддержания их надлежащего технического состояния, нормативных значений технико-экономических и эксплуатационных показателей (Закупка N 0873200009522000006) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.03.2022 NЕИ/14935/22.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно размещен протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.03.2022 NППУ20_1 и признания ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ-ЭФФЕКТ" уклонившимся от заключения контракта на основании предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, не соответствующей требованиям аукционной документации и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2022 NИЭА1 ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ-ЭФФЕКТ" (идентификационный номер заявки 4) признано победителем электронного аукциона.
Согласно ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 ст.51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В силу п.1 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
В силу п.1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системы.
В силу ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Комиссией Управления установлено, что победителем аукциона направлен подписанный проект контракта и приложено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 03.03.2022 N 70724-22-ЭГ-1, выданной
КБ "Москоммерцбанк" (АО) (далее - Банковская гарантия).
В силу ч.5 ст.45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно ч.7 ст.45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил,что по результатам рассмотрения независимой гарантии Заказчиком установлено, что представленная в качестве обеспечения исполнения контракта Независимая гарантия от 03.03.2022 N 70724-22-ЭГ-1 содержит, в том числе, положения о гарантийных обязательствах.
Однако, указанная в п.1 Гарантии сумма в размере 133 100,00 рублей рассчитана только на случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) Принципалом его обязательств по контракту согласно п. 9.2 Контракта N 006-22-ТР. Между тем, согласно п. 9.3 Контракта, размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 3 % от НМЦК и равен 80 265,86 руб. Названная сумма в денежное покрытие Гарантии не включена, тогда как соответствующие обязательства Гарантом перед Бенефициаром приняты. Следовательно, денежное покрытие обязательств Гаранта перед Бенефициаром по требованиям к гарантиям качества товара, работы, услуги, а также требованиям к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара заявлено, но не обеспечено.
Кроме того, установленный срок действия Гарантии составляет с даты выдачи Гарантии по 21.03.2023 г. (включительно). Учитывая, что в обеспечение исполнения обязательств Принципалом включены гарантийные обязательства, то срок независимой гарантии должен быть, соответственно, продлен на весь срок гарантийных обязательств, а именно по январь 2024 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На Заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что вышеуказанная гарантия соответствует как требованиям аукционной документации, поскольку представленная она выпущена исключительно в качестве обеспечения исполнения контракта и содержит в себе условия, определяющие надлежащее исполнение Принципалом обязательств перед Бенефициаром (надлежащее исполнение контракта).
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно п.2 Независимой гарантии "Гарантия обеспечивает исполнение (надлежащее исполнение) Принципалом его обязательств перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии, в том числе гарантийные обязательства Принципала (требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товра)".
Таким образом, Независимая гарантия от 03.03.2022 N 70724-22-ЭГ-1 обеспечивает исполнение обязательств принципала по контракту, при этом также содержит положения об обеспечении обязательств в гарантийный период, в связи с чем данная Гарантия не может расцениваться исключительно как обеспечение исполнения контракта.
Комиссия Управления также отмечает, что положения законодательства не ограничивают право Принципала на предоставление независимой гарантии, которая обеспечивает одновременно как исполнение контракта, так и гарантийные обязательства.
При этом, очевидно, что подобная независимая гарантия должна соответствовать требованиям к гарантии для обеспечения гарантийных обязательств в том числе в части суммы и срока ее действия.
Согласно п.1 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 ст.51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 ст.51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 ст.51 Закона о контрактной системе) и частью 5 ст.51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно п.3 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания независимой гарантии не соответствующей требованиям аукционной документации, и принятие Заказчиком решения о признания участника уклонившимся от заключения контракта по основанию, указанному в протоколе, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОСТРОЙ-ЭФФЕКТ" на действия ГКУ "Соцэнерго" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.03.2022 NЕИ/14935/22.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий |
|
К.А. Сомов
|
Члены Комиссии: |
|
В.А. Матвеев
Н.С. Лушникова |
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 марта 2022 г. N 077/06/106-4408/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022