Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: Коноваленко Т.В. (по дов. N 03-01-13-1031/21 от 11.06.2021),
рассмотрев жалобу ИП Меньшиков Р.А. (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обустройству места отдыха "Саларьевский парк" (Закупка N 0148300014522000016) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом
Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.
N ЕИ/15861/22 от 23.03.2022), Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в извещении о проведении закупочной процедуры неправомерного порядка оценки заявок участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с информационной картой открытого конкруса оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."а" п.30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в пп."д" п.24 Положения, документом, предусмотренным приложением N1 к настоящему Положению, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному пп."д" п.24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок:
По показателю, детализирующему показатель оценки: "общее количество исполненных участником закупки договоров" признак N 1":
"Содержание: В рамках показателя, детализирующего показатель, оценивается предложение участника закупки об общем количестве исполненных участником закупки договоров, каждый из которых отвечает следующим требованиям:
- предмет договора (договоров) предусматривает выполнение работ по благоустройству территорий;
- договор заключен на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- при исполнении договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются договоры, исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа).
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе копии ранее исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В случае, если в контракты вносились изменения (дополнения), влияющие на общую стоимость контракта, необходимо представлять копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения), а так же копия акта(ов) приемки выполненных работ (форма КС-2) или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме, содержащего(их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по таким контрактам, подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контрактов. Оценке не подлежат нечитаемые копии документов или допускающие двусмысленные толкования. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ (оказание услуг) по которым не завершено (являются незавершенными). Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия контракта, копия акта (актов), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде. Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта сдачи-приемки услуг (работ) или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку оказанных услуг (выполненных работ) по исполнению контракта (договора) в полном объеме. Для уточнения сведений Комиссия имеет право проверить информацию и документы, представленные участником закупки. Под работами сопоставимого объема понимаются завершенные работы стоимость которых составляет не менее 20 млн. рублей по одному контракту (договору). Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не в совокупности представленных контрактов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Установлено предельное минимальное значение : 4 договоров. Установлено предельное максимальное значение : 8 договоров.
Участнику закупки, не предоставившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.
Непредставление сведений по показателю не влечет отклонение заявки участника закупки и не влияет на допуск участника к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса. Наличие опыта участника по выполнению работ считается не подтвержденным в случаях: - несоответствия представленного участником опыта сопоставимости с предметом контракта; и (или) контракт/договор исполнен не в период за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; и (или) контракт/договор заключен и исполнен способами, не предусмотренными в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в том числе отсутствует реестровый номер закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок)".
По показателю, детализирующему показатель оценки: признак N 2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)":
"Содержание: В рамках показателя, детализирующего показатель, оценивается предложение участника закупки о наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров, который отвечает следующим требованиям:
- предмет договора (договоров) предусматривает выполнение работ по благоустройству территорий;
- договор заключен на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- при исполнении договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- последний акт приемки выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются договоры, исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа).
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе копии ранее исполненных (завершенных) контрактов (договоров), включая все неотъемлемые приложения к ним. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
В случае, если в контракты вносились изменения (дополнения), влияющие на общую стоимость контракта, необходимо представлять копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения), а так же копия акта(ов) приемки выполненных работ (форма КС-2) или иных предусмотренных контрактом документов, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта в полном объеме, содержащего(их) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по таким контрактам, подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контрактов. Оценке не подлежат нечитаемые копии документов или допускающие двусмысленные толкования. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ (оказание услуг) по которым не завершено (являются незавершенными). Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия контракта, копия акта (актов), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). Контракты, заключенные в электронном виде, должны содержать сведения о подписании их в электронном виде, позволяющим Комиссии произвести идентификацию лиц (подписывающих сторон), с указанием дат и времени подписания документа(ов) в электронном виде. Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта сдачи-приемки услуг (работ) или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку оказанных услуг (выполненных работ) по исполнению контракта (договора) в полном объеме. Для уточнения сведений Комиссия имеет право проверить информацию и документы, представленные участником закупки. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати. В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора", содержащей данные о номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Установлено предельное минимальное значение : 205000000 руб. Установлено предельное максимальное значение : 266000000 руб.
Участнику закупки, не предоставившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов.
Непредставление сведений по показателю не влечет отклонение заявки участника закупки и не влияет на допуск участника к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса. Наличие опыта участника по выполнению работ считается не подтвержденным в случаях: - несоответствия представленного участником опыта сопоставимости с предметом контракта; и (или) контракт/договор исполнен не в период за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; и (или) контракт/договор заключен и исполнен способами, не предусмотренными в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (в том числе отсутствует реестровый номер закупки на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок)".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в порядке оценки по показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Общее количество исполненных участником закупки договоров" установлено неправомерное условие о приемке к оценке исключительно гражданско-правовых договоров и контрактов, заключенных и исполненных в соответствии Законом о контрактной системе и федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установление требований подобным образом обусловлено потребностью Заказчика полной проверки указанных данных, содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что пп."д" п.28 Положения установлено представление любых гражданско-правовых договоров, а именно:
"к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом".
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.1 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при установлении подобным образом положений порядка оценки по показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров", что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2022 NИЭОК1, ввиду чего вышеуказанный порядок оценки, в том числе в части выявленных нарушений, не применялся.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшиков Р.А. на действия Администрации поселения Московский обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ч.1 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2022 г. N 077/06/106-4586/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022