Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителей:
- от заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" Харьковой Виктории Александровны по доверенности от 24.03.2022 N 27/2022, Барминой Светланы Валерьевны по доверенности от 01.01.2022 N 05/2022;
- от индивидуального предпринимателя Гуляевой Ольги Александровны Еникеева Игоря Гумеровича по доверенности от 23.03.2022,
рассмотрев материалы дела N 7-3/125 по обращению заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее также - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Гуляевой Ольге Александровне (ИНН 540431399519) по причине одностороннего отказа от исполнения контракта от 22.11.2021 N 0122200002521006785-А (реестровый номер 2272109307621000146) на оказание услуг по изготовлению мебели для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)", заключенного по результатам закупки N 0122200002521006785, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - индивидуальным предпринимателем Гуляевой Ольгой Александровной (далее также - ИП Гуляева О.А., Исполнитель),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гуляева О.А. (ИНН 540431399519) по причине одностороннего отказа от исполнения контракта от 22.11.2021 N 0122200002521006785-А (реестровый номер 2272109307621000146) на оказание услуг по изготовлению мебели для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)", заключенного по результатам закупки N 0122200002521006785, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ИП Гуляева О.А.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" проведен электронный аукцион на поставку монитора, подключаемого к компьютеру.
Извещение N 0122200002521006785 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.10.2021.
Начальная цена контракта: 631 742,66 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе номер 0122200002521006785 от 28.10.2021 на участие в электронных торгах подано три заявки (NN 110766138, 110766650, 110772261). Все заявки допущены к участию в электронной процедуре.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона номер 0122200002521006785 от 09.11.2021, по результатам рассмотрения вторых частей участвующих в электронных торгах двух заявок (NN 110766650, 110772261) , победителем торгов признан ИП Гуляева О.А. (заявка N 110772261) , предложивший наименьшую цену контракта 495 917,91 рублей (снижение составило 21,5 %).
22.11.2021 между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" и победителем закупки ИП Гуляева О.А. заключен государственный контракт N 0122200002521006785-А на оказание услуг по изготовлению мебели для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)" (реестровый номер 2272109307621000146) (далее также - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является оказание услуг по изготовлению мебели для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)" (далее - Услуги). Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 495 917,91 рублей, включая НДС.
П. 4.4.1 контракта установлено, что Исполнитель обязан оказать Услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания Услуг" контракта.
Согласно Технической части (Приложение 1 к контракту) оказание услуг по изготовлению мебели для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)" (далее - Услуги), включает:
- изготовление мебели по месту нахождения Исполнителя;
- доставку, разгрузку, подъем на 1, 2 этаж, сборку и расстановку мебели по адресу: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Победы, ориентировочно в 150 м в южном направлении от пересечения проспекта Победы и переулка Дворцового, объект капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)".
В Технической части (Приложение 1 к контракту) Стороны согласовали функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также объем оказываемых услуг:
N п/п |
Наименование товара (мебели), подлежащего изготовлению |
Кол-во, шт. |
1 |
Диван (Вид 1) |
13 |
2 |
Диван (Вид 2) |
1 |
3 |
Диван (Вид 3) |
10 |
4 |
Диван (Вид 4) |
1 |
5 |
Кресло |
1 |
Также, Приложением 2 к контракту Стороны согласовали спецификацию:
N п/п |
Наименование Услуг |
Единица измерения |
Кол-во |
Цена за ед., руб. |
Стоимость, руб. |
1 |
Услуги по изготовлению мебели: диван (Вид 1) |
шт |
13 |
14 748,05 |
191 724,65 |
2 |
Услуги по изготовлению мебели: диван (Вид 2) |
шт |
1 |
11 221,57 |
11 221,57 |
3 |
Услуги по изготовлению мебели: диван (Вид 3) |
шт |
10 |
22 941,36 |
229 413,60 |
4 |
Услуги по изготовлению мебели: диван (Вид 4) |
шт |
1 |
46 348,75 |
46 348,75 |
5 |
Услуги по изготовлению мебели: кресло |
шт |
1 |
17 209,34 |
17 209,34 |
|
Всего |
|
|
|
495 917,91 |
В соответствии с п. 5.1 контракта срок (график) оказания Услуг - в течение 30 дней с момента заключения контракта.
Согласно п. 6.1 контракта приемка оказанных Услуг по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании акта оказанных услуг.
П. 11.1 контракта установлено, что настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2021 включительно, а в части гарантийных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
В соответствии п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки оказания Услуг Исполнителем более чем на 30 дней.
Как следует из обращения заказчика, по состоянию на 15.02.2022 услуги по контракту Исполнителем не оказаны, мебель для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)" не поставлена и не передана заказчику. Данный факт явился основанием для принятии заказчиком 22.02.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено заказчиком в ЕИС и направлено почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68002160028935) в адрес Исполнителя, указанному в контракте, 22.02.2022. Контракт расторгнут с 16.03.2022.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1 ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
В силу п. 2 ст. 705 ГК РФ при просрочке передачи или приемки результата работы риски, предусмотренные в п. 1 настоящей статьи, несет сторона, допустившая просрочку.
В соответствии с п. 3 ст. 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как установлено материалами дела, срок оказания услуг согласно условиям контракта - по 22.12.2022 включительно.
В связи с тем, что товар в установленный контрактом срок не поставлен, услуги не оказаны, 28.12.2022 в адрес Исполнителя заказчиком направлена претензия исх. N 6522 о нарушении Исполнителем срока исполнения контракта и с требованием по этой причине уплаты неустойки.
В ответ на претензию, Исполнитель 11.01.2022 письмом, отправленным на электронную почту заказчика, сообщил заказчику о том, что мебель практически готова, однако в связи с нехваткой денежных средств на исполнение контракта в полном объеме из-за проблем с транспортировкой, поставка мебели откладывается. Также Исполнитель просит заказчика либо расторгнуть контракт, либо продлить срок доставки мебели до 15.02.2022.
31.01.2022 письмом, отправленным на электронную почту заказчика, Исполнитель сообщил заказчику о том, что доставка мебели планируется с 12 по 14 февраля 2022 года.
Однако 08.02.2022 письмом, отправленным на электронную почту заказчика, Исполнитель уведомил заказчика о том, что транспортные расходы по доставке мебели по контракту увеличились в разы от той стоимости, которая была установлена до заключения контракта, поэтому просит заказчика расторгнуть контракт по соглашению сторон с уплатой Исполнителем неустойки.
10.02.2022 в адрес Исполнителя заказчиком направлена претензия исх. N 642 о нарушении Исполнителем срока исполнения контракта и с требованием по этой причине уплаты неустойки.
В силу п. 13.2.1 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки оказания Услуг Исполнителем более чем на 30 дней.
В связи с тем, что по состоянию на 15.02.2022 услуги по контракту Исполнителем не оказаны, мебель для оснащения объекта капитального строительства "Региональный центр развития спорта в г. Комсомольске-на-Амуре. 3 этап. Центр сложнокоординационных видов спорта (строительство)" не поставлена и не передана заказчику, 22.02.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено заказчиком в ЕИС и направлено почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68002160028935) в адрес Исполнителя, указанному в контракте, 22.02.2022. Контракт расторгнут с 16.03.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты вручения Исполнителю решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, т.е. из даты - 05.03.2022.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Обстоятельств, объективно препятствующих выполнению работ, в ходе внеплановой проверки не установлено.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ИП Гуляева О.А. самостоятельно просчитывает свои риски.
В ходе проведения внеплановой проверки ИП Гуляева О.А. представлены пояснения, согласно которым неисполнение обязательств по контракту связано с возникшими проблемами у ИП Гуляева О.А. в части доставки мебели заказчику.
Так, 20.12.2021 транспортная компания ООО "Мидгари", услугами которой ИП Гуляева О.А. собиралась воспользоваться, сообщила ИП Гуляева О.А. об увеличении сроков доставки грузов по направлениям Уральский федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Другая транспортная компания - ООО "МастерАвтоГрупп", которая согласилась доставить мебель заказчику, письмом от 05.01.2022 уведомила ИП Гуляева О.А. об увеличении стоимости транспортных услуг с 110 000,00 рублей до 270 000,00 рублей, что для ИП Гуляева О.А. является непомерной суммой.
Таким образом, ИП Гуляева О.А. допущено существенное нарушение условий контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ИП Гуляева О.А. осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ИП Гуляева О.А., обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" об ИП Гуляева О.А. (ИНН 540431399519), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 марта 2022 г. N РНП-123
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022