Резолютивная часть объявлена 25.03.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Молостов С.М. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности N б/н от 23.11.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Меркелло С.Е. по доверенности N б/н от 19.01.2022,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 21.03.2022 N2677/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении электронного аукциона, предметом которого оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с использованием рентгентелевизионной досмотровой установки (извещение N 0387200017722000025) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 21.03.2022 N2677/22, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с использованием рентгентелевизионной досмотровой установки (извещение N 0387200017722000025).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик установил требование о наличии у участников лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения, а также требование об эксплуатации таких источников.
2. Заказчик незаконно установил в документации требование о необходимости использования охранниками победителя закупки при оказании охранных услуг конкретных видов и типов оружия.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заявитель считает, что Заказчиком установлено неисполнимое требование о наличии у участников закупки лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих), кроме того устанавливает требование о наличии у участников собственного интроскопа с определенными Заказчиком параметрами.
Изучив аукционную документацию Комиссией Управления установлено, что в Техническом задании Заказчиком установлено следующее:
Исполнитель за свой счет устанавливает на объекте принадлежащее Исполнителю на любом законном праве досмотровое оборудование - рентгенотелевизионную досмотровую установку с целью обеспечения антитеррористической и общей безопасности сотрудников и посетителей Губернатора ХМАО - Югры и его Аппарата, Думы ХМАО - Югры, Правительства ХМАО-Югры и иных учреждений, расположенных на объекте, путем пресечения проноса на Объект потенциально опасных и запрещенных действующим законодательством предметов, материалов и веществ.
Охранные услуги оказываются в строгом соответствии с заключенным договором и Инструкцией по организации охраны на объекте, в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в действующей редакции (для частных охранных организаций), иными нормативными правовыми актами в действующей редакции и настоящим Техническим заданием.
Представитель Заказчика на заседании комиссии по рассмотрению жалобы пояснил следующее:
Пунктом 1.2 инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах здания Дома Правительства Ханты-Мансийского автономного округ - Югры, утвержденной распоряжением Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2010 N 281-р, установлено, что досмотр на посту охраны осуществляется с применением технических или иных средств, предназначенных для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в нормальное функционирование охраняемого объекта.
На основании вышеизложенного, техническим заданием установлено требование о необходимости использования рентгентелевизионной досмотровой установки в процессе оказания услуг охраны.
Так как пунктом 5 Технического задания установлено, что Исполнитель за свой счет устанавливает на объекте принадлежащее Исполнителю на любом законном праве досмотровое оборудование - рентгенотелевизионную досмотровую установку с целью обеспечения антитеррористической и общей безопасности сотрудников и посетителей Губернатора ХМАО - Югры и его Аппарата, Думы ХМАО - Югры, Правительства ХМАО-Югры и иных учреждений, расположенных на объекте.
Из приведенного пункта следует, что Исполнитель обязан подтвердить законное право владения, либо временного использования Досмотровой установки.
В соответствии с положениями статьи 12.1 Закона N 2487-1 в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены следующие средства охраны: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженернотехнической защиты и контроля доступа, технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Из условий контракта, следует, что исполнитель обязуется оказать услуги охраны комплекса зданий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и по выполнению комплекса мер, направленных на охрану объекта, защиту имущества от противоправных посягательств, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выполнение мероприятий антитеррористической защиты в соответствии с условиями настоящего контракта и приложений к нему, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Использование при оказании охранных услуг и рентгентелевизионных досмотровых установок для проверки ручной клади им багажа является обязательным условием, поскольку решающее значение имеет безопасность работников заказчика и посетителей, недопущение внесения в помещения запрещенных предметов.
Ввиду изложенного, в соответствии с законом и договором охранная организация наделена компетенцией на проведение осмотра с помощью досмотрового оборудования. Таким образом, организации, оказывающие услуги охраны объектов, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе оказывать такие услуги при наличии соответствующей лицензии. Наличие такой лицензии не свидетельствует о том, что обществом нарушается Закон N 2487-1.
Таки образом, факт использования специального оборудования, для которого требуется специальное прохождение обучения или наличия определенных специальных познаний в целях осуществления охраны не может указывать на осуществления иной деятельности, поскольку общество осуществляет данные мероприятия при осуществлении охраны объекта по единственному виду деятельности - охранной.
Данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 N 15АП-17600/2020 по делу N А53-22950/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2018 N Ф08-7933/2018 по делу N А32-4465/2018.
В силу вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствие со статьей 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150- ФЗ "Об оружии" оружие делится на 3 вида в зависимости от целей его использования, а именно гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное:
Гражданское
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Боевое ручное стрелковое и холодное
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации), а также отнесенное к продукции военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Служебное
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Таким образом, исполнитель не имеет право оказывать охранные услуги ни каким другим оружием, кроме как служебным.
Перечень видов вооружения частных охранников регламентирован приложением N3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
В соответствии с данным перечнем к вооружению частных охранников относится:
1. Сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия:
а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
2. Сертифицированные в установленном порядке в качестве гражданского оружия:
а) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства;
б) газовые пистолеты и револьверы отечественного производства;
в) механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами, разрешенными к применению компетентным федеральным органом исполнительной власти;
г) электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Минздрава России.
3. Сертифицированные в установленном порядке:
а) патроны к служебному оружию отечественного производства;
б) патроны к гражданскому оружию травматического, газового и светозвукового действия, соответствующие нормам Минздрава России.
В техническом задании указано:
При оказании услуг Исполнитель обеспечивает:
- Наличие собственной мобильной группы в г. Ханты-Мансийске на не менее двух автомобилях в составе не менее двух охранников (на каждый автомобиль), вооруженных огнестрельным нарезным оружием и спецсредствами, разрешенными к применению законодательством РФ, стальными браслетами и палкой резиновой в количестве не менее двух единиц каждого. В обмундировании с пассивными сертифицированными средствами защиты: шлем защитный, бронежилет.
Из приведенного пункта следует, что Заказчик не устанавливает требование о необходимости оказания услуг охраны с использованием именно служебного оружия, а также не устанавливает требование о наличии мобильной группы на:
не менее двух автомобилях;
в составе не менее двух охранников (на каждый автомобиль);
вооруженных огнестрельным оружием и спецсредствами, разрешенными к применению законодательством РФ, в количестве не менее двух единиц каждого.
Исходя из минимальных требований следует, что мобильная группа должна состоять из двух автомобилей и четырех охранников, двое из которых должны быть вооружены, что соответствует нормам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587.
В связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчик, указав в техническом задании вид оружия "огнестрельным нарезным оружием и спецсредствами, разрешенными к применению законодательством РФ, стальными браслетами и палкой резиновой" не нарушил требования законодательства Российской Федерации, вместе с тем, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к мнению, что Заказчиком установлены требования к служебному оружию с целью обеспечения антитеррористической и общей безопасности сотрудников и посетителей Губернатора ХМАО - Югры и его Аппарата, Думы ХМАО - Югры, Правительства ХМАО-Югры и иных учреждений, расположенных на объекте Заказчика.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированное Заказчиком требование к конкретному типу оружия из разрешенных к использованию в частной охранной организации привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 21.03.2022 N2677/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 21.03.2022 N2677/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении электронного аукциона, предметом которого оказание услуг по негосударственной (частной) охране объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с использованием рентгентелевизионной досмотровой установки (извещение N 0387200017722000025) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Молостов С.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 марта 2022 г. N 086/06/36-401/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022