Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель Меньшиков Роман Анатольевич (далее также - ИП Меньшиков Р. А., индивидуальный предприниматель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик, муниципальное общеобразовательное учреждение "Курбская средняя школа" Ярославского муниципального района (далее также - МОУ Курбская СШ ЯМР, заказчик), о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
уполномоченный орган - Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области (далее также - Администрация ЯМР ЯО, уполномоченный орган), о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
оператор, акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р. А. на действия заказчика, МОУ Курбская СШ ЯМР, и уполномоченного органа, Администрации ЯМР ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт скатной кровли (извещение N 0171300000222000011) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
17.03.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Меньшикова Р. А. на действия заказчика, МОУ Курбская СШ ЯМР, и уполномоченного органа, Администрации ЯМР ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт скатной кровли (извещение N 0171300000222000011) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным органом в извещении N 0171300000222000011 неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, позицией 10 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы согласились, считают жалобу обоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом, Администрацией ЯМР ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 10.03.2022 размещено извещение N 0171300000222000011 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт скатной кровли вместе с электронными документами, поименованными в части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 835 168,35 рублей.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Такие требования установлены, в частности, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 являются "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", состоящие из шести разделов:
- Раздел I. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел IV. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере обороны и безопасности государства, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел V. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям;
- Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Каждый раздел представлен в форме таблицы, состоящей из трёх столбцов: "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", "Дополнительные требования к участникам закупки", "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям".
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт скатной кровли, который, в свою очередь, относится к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Соответственно, данному объекту соответствует позиция 10 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, согласно которой:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Подпунктом "а" пункта 3 Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Рассматриваемая закупка проводится для обеспечения муниципальных нужд; начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке превышает 5 млн. рублей (5 835 168,35 рублей), соответственно, заказчик и уполномоченный орган обязаны были в извещении установить дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Ярославского УФАС России, дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, заказчиком и уполномоченным органом в рамках рассматриваемой закупки не установлены.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган, не установив дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, допустили тем самым нарушения пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Приложением к постановлению администрации Ярославского муниципального района от 21.12.2018 N 2766 "О централизации закупок для муниципальных нужд Ярославского муниципального района" является "Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для муниципальных нужд Ярославского муниципального района" (далее - Порядок).
Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком Уполномоченный орган выполняет следующие полномочия:
- Рассматривает поступившие Заявки в течение пяти рабочих дней с момента ее получения на соответствие требованиям, предусмотренным действующим законодательством и настоящим Порядком, а также сопоставляет их с информацией, размещенной в извещении о закупке, сформированной заказчиком посредством ГИС "Госзакупки ЯО" (пункт 2.2.1 Порядка).
- Возвращает Заказчику Заявку и приложенные к ней документы в случае их несоответствия установленным требованиям с указанием всех выявленных недостатков. При этом Заказчики несут ответственность за нарушение сроков размещения заказов вследствие ненадлежащего и несвоевременного оформления Заявок (пункт 2.2.2 Порядка);
- Утверждает извещения об осуществлении закупок, подготовленные на основании заявок на осуществление закупок, размещает их в единой информационной системе в сроки, установленные Федеральным законом (пункт 2.2.3 Порядка).
Таким образом, уполномоченный орган несет ответственность за выявленные Комиссией Ярославского УФАС России в ходе рассмотрения настоящей жалобы нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку в соответствии с разграничением полномочий, определенных Порядком, именно на уполномоченный орган возложена обязанность осуществлять проверку сведений, содержащихся в заявке заказчика, на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, и именно уполномоченный орган впоследующем размещает данные сведения в ЕИС.
Учитывая вышеизложенное, нарушения, выразившиеся в размещении уполномоченным органом в единой информационной системе извещения N 0171300000222000011 с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (ИНН 660205916409, ОГРНИП 321665800144022) на действия заказчика, муниципального общеобразовательного учреждения "Курбская средняя школа" Ярославского муниципального района (ИНН 7627013890, ОГРН 1027601603039), и уполномоченного органа, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт скатной кровли (извещение N 0171300000222000011) обоснованной.
2. Признать заказчика, муниципальное общеобразовательное учреждение "Курбская средняя школа" Ярославского муниципального района (ИНН 7627013890, ОГРН 1027601603039), и уполномоченный орган, Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992), нарушившими пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункт 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
3. Выдать заказчику, муниципальному общеобразовательному учреждению "Курбская средняя школа" Ярославского муниципального района (ИНН 7627013890, ОГРН 1027601603039), и уполномоченному органу, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 марта 2022 г. N 076/06/42-247/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2022