рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона, а также на действия Заказчика при проведении электронного аукциона Nзз-03257-2022 Оказание услуг по проведению реконструкции региональной автоматизированной системы центрального оповещения населения Удмуртской Республики с применением оборудования" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122002039, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
18.03.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N1530) на положения извещения о проведении Аукциона, а также на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно жалобе, описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона не содержит грамотного описания предмета закупки; при предоставлении разъяснений положений извещения о проведении Аукциона Заказчик не дал исчерпывающих ответов на вопросы Заявителя.
На заседании Комиссии представители Заявителя не обеспечили передачу звукового сигнала при участии в рассмотрении настоящего дела посредством видеоконференцсвязи.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что фактически запрошенная Заявителем информация не связана с возможностью оказания услуг и подачей заявки на участие в Аукционе, заданные Заявителем вопросы по существу относятся не к разъяснению положений извещения о проведении Аукциона, а с наличием у Заявителя домыслов относительно извещения о проведении Аукциона, которые не связаны с положениями данного извещения. Описание объекта закупки по Аукциону является законным, соответствующим объективным потребностям Заказчика, и исчерпывающим, позволяет любому профессиональному участнику товарного рынка определить потребность Заказчика и подать заявку на участие в Аукционе. В извещении указано на соответствие стандарту радиостанции DMR ESTI Tier II, который широко используется во всем мире, в том числе, на территории России. В составе каналов связи системы оповещения Удмуртской Республики используется указанный стандарт радиостанции. При этом объектом закупки является не закупка радиостанции или комплекта радиоподготовки, а реконструкция региональной автоматизированной системы центрального оповещения населения Удмуртской Республики. Применяемое Заказчиком оборудование "Марс-Арсенал" прошло необходимые проверки и согласования, разработано в соответствии с действующим законодательством. По мнению Заказчика, Заявитель фактически неверно трактует положения извещения о проведении Аукциона. Жалоба Заявителя по существу не содержит какого-либо перечня конкретных положений извещения о проведении Аукциона либо проектной документации, которые бы нарушали требования действующего законодательства. Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и пояснил, что в ответ на запросы были составлены мотивированные разъяснения положений извещения о проведении Аукциона, которые полностью соответствуют положениям Закона о контрактной системе. Достаточных доказательств в подтверждение доводов жалобы со стороны Заявителя не представлено. При этом существенная часть запрошенной информации и документов не связана с возможностью оказания услуги по контракту либо возможностью подачи заявки на участие в Аукционе. Также Уполномоченное учреждение обращает внимание, что при формировании технического задания извещения о проведении Аукциона принимали участие сотрудники не только Уполномоченного учреждения, но и других органов (Министерства финансов УР, Министерства цифрового развития УР, Государственного комитета по делам ГО и ЧС УР), следовательно, данное техническое задание является правомерным и составлено в результате всесторонней работы. Жалоба Заявителя не содержит мотивированных доводов о том, в чем именно выражена незаконность каких-либо конкретных положений извещения о проведении Аукциона. При этом на участие в Аукционе подана заявка ПАО "Ростелеком", что подтверждает фактическую возможность определить потребность Заказчика и подать заявку на участие в Аукционе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
02.03.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 13 279 999,73 рублей.
21.03.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.03.2022, поступила заявка на участие в Аукционе, признанная соответствующей установленным требованиям.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона не содержит грамотного описания предмета закупки, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок по правилам данного Закона при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны обеспечить приобретение товара именно с необходимыми им характеристиками, соответствующими их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно Техническому заданию извещения о проведении Аукциона, установлено описание объекта закупки - Оказание услуг по проведению реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО) Удмуртской Республики, с применением оборудования.
Техническое задание извещения о проведении Аукциона содержит, в том числе, следующую информацию: назначение РАСЦО, цели и задачи реконструкции РАСЦО, характеристику действующей РАСЦО (оборудование действует на базе КПАСО-Р "Марс-Арсенал"), общие требования к РАСЦО, требования к структуре и функционированию РАСЦО, требования к показателям РАСЦО, к численности персонала, к показателям надежности, требования по безопасности, требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, к защите информации от несанкционированного доступа, к сохранности информации при авариях, к защите от влияния внешнего воздействия, требования по стандартизации и унификации, к техническим средствам оповещения, требования к составу и содержанию услуг (в том числе, требования к техническим средствам оповещения населения, требования к выполнению монтажных работ, требования к выполнению пусконаладочных работ) и другая необходимая информация.
В жалобе фактически не указано мотивированных пояснений о том, каким конкретно положениям Закона о контрактной системе не соответствует извещение о проведении Аукциона, какие именно положения извещения о проведении Аукциона являются незаконными, в чем именно выражается незаконность положений извещения о проведении Аукциона, не приведено достаточных ссылок на нормативно-правовые акты.
При этом Заявитель возможность передачи звукового сигнала при участии в рассмотрении настоящего дела не обеспечил, несмотря на то, что техническая возможность участия в заседании посредством видеоконференцсвязи Удмуртским УФАС России обеспечена, что подтверждается фактом предоставления устных пояснений представителями Заказчика и Уполномоченного учреждения при рассмотрении настоящего дела.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что при предоставлении разъяснений положений извещения о проведении Аукциона Заказчик не дал исчерпывающих ответов на вопросы Заявителя, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, а также доказательствам, представленным лицами, участвующими в рассмотрении дела, в течение срока подачи заявок на участие в Аукционе поступило два запроса разъяснения положений извещения о проведении Аукциона:
1)первый запрос, который содержал следующие вопросы: об основании использования для хранения базы данных программ, не соответствующих классу "системы управления базами данных"; о не указании конкретной марки и модели радиостанции, о возможности замены аппаратуры на более мощную, о переносе точки оповещения; о том, как должно обеспечиваться управление системами оповещения; о том, что представляет собой система "Марс-Арсенал"; о том, где исполнителю получить документацию на необходимое оборудование; а также содержал просьбу приложить сертификаты на системы "Марс-Арсенал", на серийное производство аппаратуры "Марс -Арсенал", просьбу исключить аппаратуру "Марс-Арсенал" из документации. Также в запросе фактически содержатся не вопросы, а выводы лица, которое подало данный запрос, относительно объекта закупки по Аукциону, и возможности либо невозможности оказания услуг с помощью отдельного вида оборудования.
В ответ на запрос Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС разъяснения, согласно которым указало, что представляет собой ПО "Марс-Арсенал"; при этом предметом закупки является не поставка радиостанции, извещение о проведении Аукциона содержит необходимую информацию, возможность замены оборудования предусмотрена, о чем указано в извещении о проведении Аукциона, РАСЦО УР должно обеспечивать сопряжение с локальными системами оповещения, при этом непосредственное сопряжение с ЛСО находится в зоне компетенции владельцев потенциально опасного объекта и выполняется за их счет. Требований о соответствии документов по товару каким-либо ГОСТ не предусмотрено. Комплект оборудования радиоподготовки относится к оборудованию связи, который необходим для организации связи и обеспечения функционирования в составе РАСЦО УР в соответствии с Техническим заданием и проектной документацией. Кроме этого, к разъяснениям дополнительно приложены следующие документы: акт испытаний системы "Марс-Арсенал", экспертное заключение Экспертного совета при Минкомсвязи России, сертификат соответствия на систему "Марс-Арсенал";
2)второй запрос, который содержал вопрос о том, каким образом исполнитель должен исполнить контракт в части предоставления документов к оборудованию. Также запрос содержит просьбу изменить описание объекта закупки, т.к. одно из оборудований, соответствующих требованиям, плохо совместимо с некоторыми DMR-радиостанциями. Кроме этого, в запросе в качестве вопросов фактически указаны комментарии и выводы лица, подавшего запрос, о возможности или невозможности предложения того или иного оборудования при оказании услуг, об ограниченных возможностях применяемого Заказчиком оборудования ("Марс-Арсенал").
В ответ на запрос Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС разъяснения, согласно которым указало, что отсутствие совместимости изделий некоторых производителей не относится к компетенции Заказчика. Описание объекта закупки не нарушает действующее законодательство. При этом к объекту закупки не относится разработка проектной документации. Исполнитель вправе предложить любой товар, соответствующий установленным требованиям. Заказчик не может отвечать за действия третьих лиц, и судить о корректности предположений лица, подавшего запрос.
Заказчик обязан давать именно разъяснения в отношении положений документации, а не ответы на все поставленные вопросы. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности участника.
Комиссия Удмуртского УФАС России, проанализировав запросы о предоставлении разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, приходит к выводу, что фактически информация и документы, запрошенные Заявителем в вышеуказанных запросах, напрямую не связаны с возможностью определения объема и содержания услуг, которые необходимо оказать по контракту, со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений с приложением достаточных доказательств, подтверждающих, что отсутствие тех или иных документов или информации не позволяет определить потребность Заказчика в оказываемых услугах либо подать заявку на участие в Аукционе. При этом участник Аукциона - ПАО "Ростелеком", подав заявку на участие в Аукционе, тем самым подтвердило полноту и ясность описания объекта закупки, позволяющего принять участие в Аукционе и определить потребность Заказчика в оказании услуг.
Также при рассмотрении настоящего дела учтено, что развернутое описание системы "Марс-Арсенал" размещено в открытом доступе в сети "Интернет".
Кроме этого, со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений о том, в чем именно выражается неясность положений извещения о проведении Аукциона либо предоставленных разъяснений положений извещения. Фактически значительную часть запросов разъяснений положений извещения о проведении Аукциона составляют не сами вопросы, а комментарии или выводы подателя таких запросов, которые выражают несогласие с положениями извещения либо с ответами на первый запрос разъяснений положений извещения. При этом жалоб на положения извещения о проведении Аукциона от иных потенциальных участников Аукциона не поступило.
С учетом вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аргус" на положения извещения о проведении электронного аукциона, а также на действия Заказчика - ГУ УР "Служба гражданской защиты УР" при проведении электронного аукциона Nзз-03257-2022 Оказание услуг по проведению реконструкции региональной автоматизированной системы центрального оповещения населения Удмуртской Республики с применением оборудования" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122002039), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 марта 2022 г. N 018/06/106-216/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022