Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
* - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
* специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-00, при участии представителей:
- заявителя в лице ООО "Азбука питания" - *
- в отсутствие представителей заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Азбука питания" (вх. N 01-6889 от 24.03.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по организации питания обучающихся (извещение N 0362300266322000001), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Азбука питания" (вх. N 01-6889 от 24.03.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по организации питания обучающихся (извещение N 0362300266322000001), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса в электронной форме противоречит Закону о контрактной системе. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.03.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0362300266322000001 на услуги по организации питания обучающихся.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 018 363,00 рублей.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) установлен указанный порядок оценки заявок (далее - Порядок, утвержденный Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
Согласно п. 4 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5(д) Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, при проведении конкурсов сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
На основании п. 16 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки (п. 17 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
В соответствии с п. 24 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (п. 25 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
Пунктом 28 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Приложением N 4 к извещению открытого конкурса в электронной форме утверждены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, % |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, % |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, % |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
10 |
Наличие детализированного проекта программы (плана) "Совершенствование питания учащихся". |
100 |
- |
- |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
50 |
Срок осуществления деятельности участника закупки на рынке оказания услуг по организации питания |
30 |
Количество полных лет осуществления деятельности участника закупки на рынке оказания услуг по организации питания |
100 |
|
Количество фактов привлечения участника закупки либо его должностных лиц к административной ответственности за нарушение Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" |
30 |
Количество фактов привлечения в течение 5 лет до даты публикации извещения о проведении конкурса |
100 |
||
|
Количество решений судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, за историю деятельности участника. |
30 |
Количества решений судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, за историю деятельности участника |
100 |
||
|
|
|
Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие в штате организации участника конкурса сотрудников, прошедших краткосрочное обучение по программам системы ХАССП. |
10 |
1) сертификат или диплом, или свидетельство или другой документ, подтверждающий прохождение штатным сотрудником обучение по программам системы ХАССП; 2) документ, подтверждающие наличие данного сотрудника в штате организации участника конкурса (например: копия трудовой книжки с записью о трудоустройстве сотрудника у участника закупки). |
100 |
По мнению подателя жалобы, заказчик в конкурсной документации установил показатели оценки по критериям в нарушение норм действующего законодательства.
Комиссией установлено нижеследующие.
Показатель оценки "Наличие детализированного проекта программы (плана) "Совершенствование питания учащихся", установленный заказчиком в п. 2 приложения N 4 к извещению открытого конкурса, для оценки заявок по критерию "Характеристики объекта закупки" не относится к качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки, что нарушает п. 16 Порядка, п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлены следующие показатели и показатели детализирующие показатель: "Срок осуществления деятельности участника закупки на рынке оказания услуг по организации питания", "Количество фактов привлечения участника закупки либо его должностных лиц к административной ответственности за нарушение Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "Количество решений судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, за историю деятельности участника", "Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами: наличие в штате организации участника конкурса сотрудников, прошедших краткосрочное обучение по программам системы ХАССП". При этом, установление вышеуказанных показателей не предусмотрено п. 24 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, ввиду чего в действиях заказчика содержится нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, представитель заказчика указал, что при размещении извещения закупки была допущена техническая ошибка, а именно, размещена проектная форма файла приложения N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения, ввиду чего критерии и показатели оценки не соответствуют требованиям Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 развернутым образом установлен исчерпывающий перечень видов показателей, которые могут быть установлены в извещении открытого конкурса в электронной форме для оценки и сопоставления заявок участников закупки по критериям. При этом, Порядком не предусмотрена возможность заказчика устанавливать показатели, не предусмотренные положениями Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Азбука питания" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа выявлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику, уполномоченному органу, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0362300266322000001, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-1028/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
29.03.2022 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
* - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
*- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
на основании своего решения N 066/06/106-1028/2022 от 29.03.2022 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа в срок до 30 апреля 2022 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/106-1028/2022 от 29.03.2022 г., (извещение N 0362300266322000001) путем внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. М. Горького" Асбестовского городского округа в срок до 10 май 2022 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2022 г. N 066/06/106-1028/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022