Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей заявителя, оператора ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении закупки N0304100007622000005 "Оказание услуг по "Разработке правил эксплуатации ГТС, разработка и экспертиза декларации безопасности ГТС, проведение регулярного обследования ГТС Головного водозаборного сооружения канала"" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса.
Согласно жалобе заявителя, конкурсной комиссией заказчика неправомерно проведена оценка заявки Заявителя.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 16 февраля 2022 года было размещено извещение N0304100007622000005 с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 000 000,00 рублей, Дата и время окончания срока подачи заявок 09.03.2022 12:00 (МСК), Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок 10.03.2022, Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта 11.03.2022, Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 15.03.2022, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 16.03.2022, Размер обеспечения заявки 20 000,00 рублей, Размер обеспечения исполнения контракта 10 %.
1. Согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В связи с вышеизложенным, жалоба Заявителя не рассматривается в части результатов оценки заявок.
2. Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий Заказчика в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также соответствия порядка оценки установленного извещением требованиям Закона о контрактной системе.
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать электронный документ, регламентирующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.16 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п.17 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
При этом, Комиссией установлено, что порядок оценки рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение N1 к извещению) содержит следующее положение.
Главой II. таблицы предусмотрены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке.
Таблица состоит из следующих столбцов и соответствующих наименований.
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N п/п |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
||||||||||||||||||||||||
1 |
Цена контракта |
60 |
- |
- |
- |
- |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение). |
||||||||||||||||||||||||
2 |
Характеристики объекта закупки |
40 |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Качество работ |
100 |
В соответствии с пунктом 22 Положения, значение количества баллов присваивается заявке, подлежащей оценке, по шкале оценки:
|
Из указанной таблицы усматривается, что Заказчиком установлен критерий оценки - "Характеристики объекта закупки" и детализирующий показатель оценки "Качество работ".
В графе таблицы "Формула оценки или шкалы оценки" указаны виды "предмет оценки, значение и количество баллов".
Из таблицы также следует, что участники закупки должны приложить контракты, подтверждающие опыт исполнения работ, по следующим видам: "Разработка Акта регулярного обследования ГТС", "Разработка расчета размера вреда в результате аварии", "Разработка правил эксплуатации ГТС", "Разработка декларации безопасности ГТС", по каждому из указанных видов контрактов присваивается определенное количество баллов.
При этом указано, что в случае непредоставление сведений по разделу (информации);
- сведения (информация) представлена без привязки к Объекту;
- предоставление сведений (информации), несоответствующих объекту или не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом, участнику будет присвоено 0 баллов.
А в случае предоставления сведений (информации) в полном объеме с привязкой к Объекту, в соответствии условиям государственного контракта и его приложений, требованиям нормативно-технической документации, будет присвоено от 20 до 30 баллов в зависимости от предмета оценки.
Однако Заказчиком не конкретизировано какие именно документы должны прилагаться в качестве подтверждения исполнения соответствующего контракта.
Требование о предоставлении информации "в полном объеме" может трактоваться Заказчиком по своему усмотрению, что может повлечь двойственных подход конкурсной Комиссии заказчика при оценке заявок участников закупки.
Пунктом 18 Положения предусмотрено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Положением, регламентированы условия установления критериев и подкритериев, раскрывающих в полной мере требования к участникам конкурса, которые должны быть направлены на объективную оценку представленных участниками закупки сведений.
Более того, из содержания извещения невозможно установить конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов при оценке по критерию - "Характеристика объекта закупки".
Установленное заказчиком описание порядка оценки конкурсной комиссией заказчика предложений участника о "качестве работ" не позволяет четко и однозначно определить участникам закупки конкретное соотношение степени детализации и присваиваемых баллов, не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по критерию "качество работ " и определить наиболее достойное предложение участника закупки, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2022 NИЭОК1 по закупке, согласно которому двум из четырех участников конкурса присвоено 0 баллов по критерию "качество работ", в том числе Заявителю.
При этом, согласно жалобе Заявителя, последний приложил все необходимые по его мнению документы, подтверждающие опыт исполнения соответствующих контрактов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 N 3323/13, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников, не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов.
Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Таким образом, допущенные заказчиком нарушения, в части установления не конкретизированных требований по критерию оценки заявок содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Решила:
1. Довод Заявителя о результатах оценки заявки, согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе - не рассматривать.
2.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе
3.Выдать заказчику, комиссии заказчика, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 марта 2022 г. N 007/06/42-192/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2022