рассмотрев жалобу ООО "Научно-проектная организация "Южный градостроительный центр" (далее - Заявитель) на действия администрации Кореновского городского поселения Кореновского района при проведении МКУ "Муниципальный заказ МО Кореновский район" открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района" (извещение N 0818300021522000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что ответ на запрос от 15.03.2022 г. направленный в адрес Заказчика не соответствует действующему законодательству. Внесенные изменения в Техническое задание, а именно включение в состав работ требований об установлении и уточнении границ, зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, а также требования о наличии у участника лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности необоснованны и противоречат действующему законодательству.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласились.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.02.2022 г. Уполномоченным учреждением - МКУ "Муниципальный заказ МО Кореновский район" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района" (извещение N 0818300021522000051). Заказчик - администрация Кореновского городского поселения Кореновского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 555 800,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Извещению объектом закупки является "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района".
Извещение открытого конкурса в электронной форме содержит перечень прикрепленных документов: "Приложение N 2 Обоснование НМЦК.xlsx", "Приложение N 8 Проект контракта ИЗМ..docx", "Приложение N 1 Описание объекта ИЗМ..docx", "Приложение N 3 Требования к сод. и сост. заявки.zip", "Приложение N 7 Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx", "Приложение N 5 Порядок обеспечения заявки.docx", "Приложение N 6 Порядок предост. обесп. контракта.docx".
Из пояснений, представленных уполномоченным учреждением следует, что 24.02.2022 г. размещено размещено извещение об осуществлении открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района" с начальной максимальной ценой 5 550 000, 00 рублей.
Заказчиком, администрацией Кореновского городского поселения, были направлены утвержденные документы (Приложения) к извещению о проведении закупки, в том числе "Описание объекта закупки".
На момент размещения, Извещение об осуществлении закупки не содержало требований к участникам закупки в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2 марта 2022 года участником был направлен запрос о наличии или отсутствии в составе Описания объекта закупки топографических работ. Заказчиком, на основании поступившего запроса, было принято решение о внесении изменений в Описание объекта закупки в части уточнения по требуемым работам.
По результатам внесения изменений Заказчиком в "Описание объекта закупки" добавлены, в том числе, и такие работы, как установление и уточнение границ, зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия (Раздел 7 "Описания объекта закупки").
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что в "Описание объекта закупки", "Техническое задание" включены значимые для Заказчика требования к оказываемым работам.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения.
Пунктом 8 "Технического задания" установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий и границы территорий объектов культурного наследия отображаются в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с ч. 24 статьи 106 Земельного Кодекса Российской Федерации сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Однако учитывая большой объем сведений о границах зон, подлежащих внесению в Единый государственный реестр недвижимости, законодатель установил временной период по внесению таких сведений в отношении отдельных типов зон. Так в соответствии с статьей 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен предельный срок внесения (до 1 января 2025 года) для зон охраны объектов культурного наследия, зон в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. При этом ранее определенные и установленные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны продолжают действовать на весь этот период.
Также установлено, что до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
В частности, на территории Краснодарского края Законом Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ (ред. от 07.02.2022) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" установлено, что до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия в установленном федеральным законодательством порядке в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия устанавливаются в соответствии с нормами указанными в данном законе. Для реализации данных требований в п. 7 и 8 конкурсной документации установлено требование, в соответствии с которым исполнитель самостоятельно производит установление и уточнение охранных зон и зон с особыми условиями использования территорий в отношении каждого объекта с помощью имеющегося планово-картографического материала (ортофотопланы масштаба 1:10000, 1:2000). Также установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий и границы территорий объектов культурного наследия должны определяться исполнителем в соответствии с требованиями соответствующих профильных нормативных документов. В соответствии с данными требованиями исполнитель должен по имеющемуся перечню объектов культурного наследия нанести их на картографическую основу (ортофотопланы масштаба 1:10000, 1:2000) и с помощью геоинформационных систем, сведений Единого государственного реестра недвижимости провести работы по определению сведений о пространственных данных зоны охраны объекта культурного наследия в соответствии с нормативами указанными в ч. 3 ста. 11 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ. Аналогичные требования в той или иной мере действуют и в отношении других типов зон с особыми условиями использования территорий.
В настоящее время не по всем охранным зонам и зонам с особыми условиями использования территорий сведения о границах зон содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Не в полном объеме присутствует информация об охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры, санитарно-защитных зонах промышленных и сельскохозяйственных объектов, зонах санитарной охраны источников водоснабжения, придорожных полос за пределами населенного пункта для категорированных дорог, санитарных разрывах линий ж/д транспорта, автомагистралей и магистральных газопроводов, охранных и защитных зон объектов культурного наследия.
В целях привидения существующих правил землепользования и застройки к соответствию требованиям действующего законодательства и их наполнению недостающей обязательной информацией пунктами 7 и 8 "Технического задания" устанавливается требование, что исполнитель самостоятельно производит установление и уточнение охранных зон и зон с особыми условиями использования территорий в отношении каждого объекта с помощью имеющегося планово-картографического материала. Также установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий и границы территорий объектов культурного наследия должны определяться исполнителем в соответствии с требованиями соответствующих профильных нормативных документов в зависимости от типа зоны.
Таким образом выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки до 1 января 2025 года невозможно без геодезических и картографических работ, в результате которых осуществляются установление и уточнение охранных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Подготовка правил землепользования и застройки, которые будут содержать только сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий и границах территорий объектов культурного наследия, которые имеются в Едином государственном реестре недвижимости на данный момент, не отвечает требованиям действующего законодательства.
Необходимо отметить, что правила землепользования и застройки являются одним из основных документов, который является источником сведений о границах охранных зон и зон с особыми условиями использования территорий для государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Отсутствие в полном объеме на картах градостроительного зонирования сведений об охранных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий прямо нарушает требования Градостроительного кодекса РФ и приводит к нарушению прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и существенно ухудшает условия для привлечения инвестиций, в том к невозможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 3.1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 289 "О федеральной государственной информационной системе территориального планирования" установлено что органы местного самоуправления, осуществляющие внесение изменений в размещаемую информацию (в данном случае правила землепользования и застройки), обязаны обеспечить достоверность, полноту и актуальность размещаемой информации.
Таким образом, исключение из технического задания работ по уточнению границ зон с особыми условиями использования территорий и границы территорий объектов культурного наследия не соответствуют действующему законодательству.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 42 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, вступившими в силу с 01.03.2022, работы по установлению, изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории, подлежат обязательному лицензированию.
Уполномоченным учреждением представлены пояснения в которых указано, что в связи с тем, что внесение изменений в Извещение о проведении закупки осуществлялось 9 марта 2022 года, а в объект закупки добавлены работы по установлению и уточнению границ, зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, Заказчиком было принято решение об установлении требований к участникам закупки в части наличия лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии с п. 42) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Состав работ, включаемых в "Описание объекта закупки", определялся Заказчиком самостоятельно, согласно положений статьи 33 Закона о контрактной системе учитывая положения Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ. Уполномоченным учреждением не усматривалось нарушений положений документации, предоставленной Заказчиком для размещения при внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам, а именно:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ: установлены. (п.8 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ. 3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлено. Участник закупки должен иметь лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии с п.42 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям: Копия лицензии и (или) выписки из реестра лицензий и (или) сведений о записи в реестре лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности |
На участие в закупке подано 12 заявок. У всех участников, в составе заявок предоставлены подтверждающие документы, согласно требованиям извещения, об осуществлении закупки, в части лицензирования по осуществлению геодезической и картографической деятельности в соответствии с п.42 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно положений Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" статья 136 "Внесение изменений в реестр лицензий в связи с изменением наименований лицензируемых видов деятельности, предусмотренных пунктами 8, 9, 9.1, 10, 42, 44, 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется лицензирующим органом до 1 апреля 2022 года и не требует проведения оценки соответствия лицензиатов лицензионным требованиям". Таким образом, все 12 заявок участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, установленным Заказчиком.
По результатам рассмотрения и оценки заявок комиссией Уполномоченного учреждения составлено и опубликовано 2 протокола открытого конкурса в электронной форме. Протокол рассмотрения и оценки вторых частей открытого конкурса в электронной форме N0818300021522000051 от 23 марта 2022 года и Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N 0818300021522000051 от 24 марта 2022 года.
Таким образом, требования конкурсной документации к участникам не противоречат п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Научно-проектная организация "Южный градостроительный центр" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818300021522000051).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 марта 2022 г. N 175/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022