Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-НН" - Орловой Е.В. (действющая по доверенности Nб/н от 28.03.2022 года), надлежащим образом уведомленной, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом уведомленного, рассмотрев жалобу ООО "Дельрус-НН" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Насос шприцевой) (реестровый N 0125200000722000005), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.03.2022 поступила жалоба ООО "Дельрус-НН" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Насос шприцевой) (реестровый N 0125200000722000005) (далее - запрос котировок).
Податель жалобы полагает, извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 29.03.2022 года в 10 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-НН" - Орловой Е.В. (действющая по доверенности Nб/н от 28.03.2022 года), Комиссарова М.Л. (действующий по доверенности Nб/н от 28.03.2022 года), надлежащим образом уведомленных, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом уведомленного.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялся перерыв до 15.30 час. 29.03.2022 года.
После объявленного перерыва продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя Заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Дельрус-НН" - Орловой Е.В. (действющая по доверенности Nб/н от 28.03.2022 года), надлежащим образом уведомленной, в отсутствие представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом уведомленного.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
17.03.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 565 173,22 рублей.
1.Согласно жалобе описание закупаемого товара составлено Заказчиком таким образом, что к поставке может быть предложен товар только одного производителя - производителя "Mindray" Китай, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Объектом закупки (реестровый номер: N 0125200000722000005) является поставка изделий медицинского назначения (Насос шприцевой).
Заказчик в разделе "Техническое задание" к извещению установил требования к поставляемому товару.
При этом, Заявитель считает, что Заказчик в разделе "Техническое задание" к Извещению установил характеристики насоса шприцевого Mindray BeneFusion SP3 производителя "Mindray" Китай, и товары иных производителей не отвечают требованиям, включенным в описание объекта закупки.
Однако, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что предъявляемым им к товару требованиям отвечает товар иных насоса шприцевого.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 данного закона и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данная позиция подтверждается Определением Верховного суда РФ N 309-КГ17-20389 от 15.01.2018 по делу NА50-9033/2017.
Довод Заявителя является обоснованным.
2.Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком необоснованно применены положения Постановления N616.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление N616).
Пунктом 1 Постановления N616 утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств товаров, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, в вышеуказанный перечень включены товары по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 32.50.50.190 - изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок).
Согласно извещению Заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановлению N616.
ОКПД2 объекта закупки - 32.50.50.190.
При этом, объектом закупки является поставка насоса шприцевого.
Комиссия Управления соглашается с доводом Заявителя, так как в данном случае применение положений Постановления N616 неправомерно, в связи с тем, что объектом закупки является поставка насоса шприцевого, а не медицинских масок.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 14 Закона о контарктной системе и образуют состав административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в "Описании объекта" закупки неправомерно установлено требование к остаточному сроку годности поставляемого товара.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контарктной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В "Описании объекта закупки" Заказчиком установлено следующее:
"Остаточный срок годности поставляемого товара на момент поставки должен быть не менее 12 месяцев с даты приемки товара Заказчиком.
В течение срока годности в случае наличия информации от уполномоченного органа исполнительной власти о фальсифицированном, недоброкачественном, контрафактном товаре, Поставщик обязан в срок до 5 дней заменить забракованный товар на соответствующий стандартам качества".
При этом, из п.8.4 проекта контракта следует, что гарантия производителя (изготовителя) на Оборудование составляет _________________. Гарантия Поставщика на поставленное Оборудование составляет _______________________. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания соответствующего Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 5 к Контракту).
Следует отметить, что срок эксплуатации поставляемого медицинского изделия - насоса шприцевого определяется гарантийным сроком, а не остаточным сроком годности.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в "Описании объекта закупки" требований к остаточному сроку годности поставляемого насоса шприцевого нарушают требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и образуют состав административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя явялется обоснованным.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельрус-НН" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Насос шприцевой) (реестровый N 0125200000722000005) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Министерство здравоохранения Астраханской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14, части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Насос шприцевой) (реестровый N 0125200000722000005).
3. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (Насос шприцевой) (реестровый N 0125200000722000005).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 марта 2022 г. N 030/06/33-360/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022