Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заявителя - представителей по доверенности;
от Заказчика - представителей по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Проект Алион" на действия Заказчика - Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка детектора паров взрывчатых веществ", начальная (максимальная) цена контракта - 3 633 333,34 рублей (извещение N 0190200000322002038) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение о проведении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) Дата и время начала срока подачи заявок - 04.03.2022 15:04 (МСК+2);
3) Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.03.2022 09:00 (МСК+2);
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.03.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.03.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, Заказчиком при описании объекта нарушены требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил в Управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы он не согласен, считают, что при описании объекта закупки и требований к участнику действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещением об осуществлении закупки, в приложении N1 установлено, что Заказчику необходим к поставке "Детектор паров взрывчатых веществ" к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным и количественным характеристикам отнесено в том числе:
- Типы обнаруживаемых взрывчатых веществ (согласно п. X.2 "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227) - Бризантные и инициирующие; промышленные и самодельные. В т.ч.: ТНТ, гексоген, ТЭН, ДНТ, нитроглицерин, ЭГДН, октоген, тетрил, тринитрофенол, аммиачная селитра/АСДТ, динитронафталин, триперекись ацетона, гексаметилентрипероксиддиамин;
- Типы обнаруживаемых опасных химических агентов (согласно п. X.3.2 "Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227) - Аварийно химически опасные вещества: Сероводород, хлористый водород (соляная кислота), фтористый водород (плавиковая кислота), сернистый газ (сернистый ангидрид), хлор, аммиак, азотная кислота. Боевые отравляющие вещества: Зарин, зоман, Ви-Экс (VX), горчичный газ (иприт), фосген/дифосген, синильная (цианистоводородная) кислота/цианиды.
Как указывает Заявитель, на основании Приказа N 357 от 07 сентября 2020 Министерства транспорта Российской Федерации, и. 48 приказа Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227, при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра согласно Требованиям, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются соответствующие Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным ПП РФ от 26 сентября 2016 г. N 969"
Требований по обнаружению опасных химических агентов, аварийно- химических опасных и других веществ ПП РФ от 26 сентября 2016 г. N 969 не установлено.
В силу части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Применение несертифицированных технических систем и средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение опасных химических веществ исходя из положений части 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", не допускается.
Из возражений Заказчика следует, что в соответствии с пунктом 48 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года N 227 (далее - Правила досмотра), при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра согласно Требованиям, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются соответствующие Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969, рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть предметов и веществ установлены разделом X Правил досмотра.
Как установлено пунктом 50 Правил досмотра, при осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях к Правилам досмотра.
Пунктом 51 Правил досмотра установлено, что при осуществлении дополнительного досмотра производится дополнительное обследование объектов досмотра с применением технических средств, обеспечивающих обнаружение, распознавание предметов и веществ, включенных в Перечни и (или) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, сопровождающееся вскрытием материальных объектов досмотра, для распознавания их содержимого или без такового.
Согласно пункту 52 Правил досмотра при осуществлении повторного досмотра в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материальных объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, производится повторное обследование ранее досмотренных объектов досмотра, с применением средств досмотра, обеспечивающих обнаружение, выявление, распознавание предметов и веществ, указанных в Перечнях.
В силу того, что перечень сертифицированных технических средств досмотра и оборудования, позволяющих обнаруживать опасные химические, биологические, радиационные агенты, указанные в разделе X Правил досмотра, отсутствует, субъект транспортной инфраструктуры вправе самостоятельно определить состав и конкретные наименования технических средств обеспечения транспортной безопасности, подлежащих к использованию для выявления предметов и веществ, указанных в разделе X Правил проведения досмотра, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные биологические агенты, однако, указанные технические средства должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", и в обязательном порядке должны быть сертифицированы.
Согласно пункту 3.2 подраздела 3 раздела X Правил досмотра сероводород, хлористый водород (соляная кислота), фтористый водород (плавиковая кислота), сернистый газ (сернистый ангидрид), хлор, аммиак, азотная кислота, Зарин и Зоман, Ви-Экс (VX), горничный газ (иприт), фосген/дифосген, синильная (цианистоводородная) кислота/цианиды включены в указанный перечень и недопустимы к перемещению в зону транспортной безопасности или ее часть.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ, подлежат сертификации до 31 декабря 2023 года.
В соответствии с Законом N 16-ФЗ субъект транспортной инфраструктуры обязан в целях обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры оснастить объект транспортной инфраструктуры, техническими средствами, обеспечивающими выявление и обнаружение взрывчатых веществ, опасных химических агентов и опасных биологических агентов. Невыполнение императивных норм будет свидетельствовать о нарушении Закона N 16-ФЗ.
Оборудование, используемое для проведения досмотра, сертифицируется в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года N 969 (далее - Правила сертификации).
Согласно пункту 27 Правил сертификации при проведении сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам. Требования к функциональным свойствам технических систем и средств досмотра определены разделом IV Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года N 969 и не содержат требований к определению вышеуказанных опасных веществ.
Таким образом, для сертификации технического средства обеспечения транспортной безопасности не обязательно наличия у такого технического средства функциональной возможности по определению опасных веществ, а наличие у технического средства такой возможности не является препятствием для его сертификации. Кроме этого, наличие у технического средства досмотра функционала по выявлению опасных веществ может явиться основанием для проведения дополнительного досмотра лица, перемещающего предметы и материалы через зону транспортной безопасности.
В случае отсутствия у сертифицированного оборудования для досмотра функций по обнаружению опасных веществ, субъектом транспортной безопасности должно быть обеспечено соблюдение запретов или ограничений на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть предметов и веществ иными способами и техническими средствами.
Таким образом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить объекты транспортной инфраструктуры только сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, на что имеется прямое указание закона (пункт 4 статьи 13 Закона N° 16-ФЗ).
Комиссия проанализировав представленные документы и доказательства, а также приложения к извещению о закупке приходит к следующему.
Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года N 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, где пунктом 48 установлено, что при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра согласно Требованиям, в случаях определенных планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, используются соответствующие Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5749), рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (далее - средства досмотра).
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года N 969 утверждены Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, где пунктом 27 установлено, что при проведении сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам.
Требования к функциональным свойствам технических систем и средств досмотра определены разделом IV Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года N 969, которые не содержат требований к определению опасных химических агентов, аварийно- химических опасных и других веществ.
Следовательно для сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, оно должно соответствовать требованиям установленным разделом IV Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года N 969, то есть даже в случае наличия у технического средства иного функционала, оно подлежит сертификации только в части функциональных свойств определенных разделом IV Требований Постановления N 969.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 31 декабря 2023 года.
Исходя из смысла ч. 1. ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Как Заявителем, так и Заказчиком в ходе проведения комиссии подтверждено, что на рынке имеется ряд технических средств различных производителей соответствующих потребности Заказчика, которые сертифицированы в части соответствия требованиям установленных разделом IV Постановления N 969, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии с действиях Заказчика нарушений конкуренции и требований ст. 33 Закона о контрактной системе, так как исследованные в ходе проведения комиссии нормативно-правовые акты не содержат прямого запрета на использование Заказчиком технических средств в том исполнении, которое указано в описании объекта закупки, а следовательно довод жалобы является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Проект Алион" на действия Заказчика - Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка детектора паров взрывчатых веществ", начальная (максимальная) цена контракта - 3 633 333,34 рублей (извещение N 0190200000322002038), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 марта 2022 г. N 089/06/33-240/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2022