Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 23.03.2022 N135 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Чащиной М.Е." (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Белгородской области, заявителя - ИП Чащиной М.Е., рассмотрев материалы дела N 031/06/105-174/2022 по жалобе ИП Чащиной М.Е. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку кондиционеров бытовых в серверные (закупка N 0326100010322000018) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Чащиной М.Е. на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что размещенное заказчиком в ЕИС извещение об осуществлении Электронного аукциона с документами не содержит в полном объеме информацию, позволяющую заявителю подать заявку на участие в Электронном аукционе, что указывает на нарушение заказчиком части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, то есть заказчик ограничил количество участников закупки.
В жалобе заявитель указал, что не располагает следующими данными для расчета себестоимости, а именно:
1. Какой тип фасада здания (кирпич/сайдинг/вентилируемый фасад)?
2. Разрешена ли прокладка коммуникаций по фасаду?
3. Какая толщина стен (до 80 см/ более 80 см)
4. Требуется ли применение автовышки или альпинистов?
5. Где будет устанавливаться наружный блок кондиционеров?
6. Какая длина фреоновых трубопроводов между внутренним и внешним блоком кондиционера?
7. Какая высота потолков?
8.Имеются ли подвесные потолки, потолочные балки?
9. Как будет осуществляться прокладка фреоновых трасс и электрокабеля (по стене/по потолку)? Какая длина?
10. Требуется ли применение помпы при отводе конденсата от внутреннего блока?
11. Куда будет производиться отвод конденсата (дренаж) от внутреннего блока (на улицу или в канализацию)? Какая длина?
12. Как будут скрыты коммуникации (кабель-канал/под подвесным потолком)?
13. Какова удаленность от оборудования до точки подключения к электрической сети 220/380В . 14. Где будет находиться место подключения точки электропитания?
15. Требуется ли установка щитка (место установки, тип щитка)?
16. Какой график работы объекта, на котором будет производиться монтаж кондиционера (возможность производить работы в выходные, дополнительное время)?
17. В какое время можно проводить шумовые работы?
18. Какие условия пропускного режима?
19. Требуется ли подготовка места монтажа (уборка мебели, оргтехники, разборка и сборка подвесного потолка и т.д.)?
Кроме того, размещенная в ЕИС информация не достаточна для расчета объема работ по монтажу закупаемого оборудования.
Из жалобы также следует, что заявитель направил запрос с целью получения вышеуказанной информации.
При этом заказчик, по мнению заявителя, дал ненадлежащие разъяснения на запрос, в том числе, не содержащее указание на предмет запроса.
В жалобе заявитель указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать, в том числе в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По мнению заявителя, текст, который написан заказчиком после обоснования необходимости использования дополнительной информации, содержащейся в Приложении N1 к извещению "Описание объекта закупки" является лишь дополнительным описанием возможности применения дополнительных характеристик, то есть заказчик не предоставил надлежащих обоснований по каждому пункту дополнительных характеристик.
Заказчик - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Белгородской области с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами жалобы ИП Чащиной М.Е. по основаниям, указанным в представленном возражении заказчика на данную жалобу, считает жалобу необоснованной
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е., возражения заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.03.2022 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка кондиционеров бытовых в серверные.
Начальная (максимальная) цена контракта - 349 400,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Чащиной М.Е. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки должна содержаться информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, которая включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара.
В подпунктах "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно включать:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Таким образом, указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в извещении о закупке максимально четких и прозрачных требований к составу заявки, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
На заседании Комиссии представитель заказчика указал, что по состоянию на 28.03.2022 на участие в Электронном аукционе подано 3 заявки.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что исследуемое извещение о закупке содержит четкие и прозрачные требования к составу заявки, позволяющие участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе.
Таким образом, довод жалобы о том, что заявитель не располагает в необходимом объеме данными для расчета себестоимости, а также, что размещенная в ЕИС информация не достаточна для расчета объема работ по монтажу закупаемого оборудования не нашел своего подтверждения.
Кроме того, факт подачи тремя участниками закупки заявок на участие в Электронном аукционе, опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки при проведении Электронного аукциона.
2. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что заказчику поступил запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
21.03.2022 заказчиком размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Размещенные разъяснения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что действующим законодательством РФ о контрактной системе не установлено требований к содержанию ответа на запрос разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, ответ дан заказчиком в сроки и на условиях установленных статьей 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследуемый довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В силу пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), в том числе указывать согласно такой позиции наименование и описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил).
Из пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона, приобретаемые изделия относится к коду позиции КТРУ 28.25.12.130-00000010.
Из данной позиции КТРУ следует, что характеристиками обязательными для применения являются: вид кондиционера, тип внутреннего блока, режим работы кондиционера, дополнительные функции, класс энергоэффективности, не ниже.
Из жалобы следует, что заявитель обжалует следующие дополнительные характеристики кондиционера: потребляемая мощность на охлаждение, режим непрерывного качания заслонок, автоматический выбор режима, функция автоматического перезапуска, работа по таймеру, встроенный воздушный фильтр, габариты внутреннего блока (ШхВхГ), габариты внешнего блока (ШхВхГ), уровень шума наружного блока, уровень шума внутреннего блока, вес наружного блока, вес внутреннего блока, тип хладагента, мощность в режиме охлаждения, электропитание кондиционера, кондиционеры должны быть оборудованы комплектами зимнего пуска, обеспечивающим работу в зимний период при температуре до минус 30С градусов Цельсия.
Считает, что обоснование указанных выше дополнительных характеристик, не входящих в КТРУ, изложенное в нижеследующей редакции, а именно: Обоснование необходимости использования дополнительной информации:в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В связи с тем, что характеристика, указанная в КТРУ не является исчерпывающей и не позволяет точно определить качественные, функциональные и технические характеристики закупаемого товара, необходимо в описании объекта закупки указать дополнительную информацию исходя из характеристик, которым должен отвечать закупаемый товар является ненадлежащим.
Вместе с тем, ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением N 145 не установлены требования к обоснованию необходимости использования иных показателей, отсутствующих в КТРУ, к его форме и степени достаточности.
Заявителем доказательств обратному не представлено.
Кроме того, на заседании комиссии представитель заказчика пояснил, что дополнительные требования, выходящие за пределы КТРУ, к требуемому к поставке товару, кроме всего прочего сформированы таким образом, чтобы под данные характеристики подпадала продукция максимального количества производителей.
При этом заказчиком представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о как минимум трех производителях кондиционеров, характеристики которых соответствуют требованиям заказчика, содержащимся в Приложении N1 к извещению "Описание объекта закупки".
При указанных обстоятельствах данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что извещение об осуществлении Электронного аукциона составлено с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, что указывает на необоснованность доводов жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 31 марта 2022 г. N 031/06/105-174/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2022