Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30.03.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1":
- "_", действующая на основании доверенности от 13.09.2021 года б/н;
- "_", действующая на основании доверенности от 15.12.2021 года б/н,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Аймед" (далее - ООО "Аймед") посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
- "_", действующий на основании доверенности от 10.02.2022 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 1157 от 22.03.2022 года) ООО "Аймед" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000822000708 на поставку имплантов для травматологического отделения для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 г. и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Аймед" описание объекта закупки сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
1. при описании объекта закупки заказчиком нарушены правила использования каталога товаров, работ, услуг;
2. к установленным в описании объекта закупки требованиям к товару по каждой позиции отдельно соответствует только имланты DePuy Synthes (Johnson&Johnson) (США) либо Double Medical Technology Inc (Китай).
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы ООО "Аймед" в полном объеме.
До рассмотрения жалобы ООО "Аймед" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение заказчика (вх. N 1222 от 25.03.2022 года), согласно которому описание объекта закупки разработано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и поддержали возражение к жалобе в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку документации электронного аукциона N 0112200000822000708 на поставку имплантов для травматологического отделения для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 г., Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.03.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822000708 на поставку имплантов для травматологического отделения для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница 1" на 2022 г., начальная (максимальная) цена контракта - 12 824 033,84 рублей.
1.) Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
При этом, пунктом 13 Правил формирования предусмотрено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается в том числе следующая информация:
а) потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
- в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе;
- в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, пункт 5 Правил использования предусматривает право заказчика на указание в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования).
В описании объекта закупки заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики медицинского изделия - имплантов.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, по позициям 1-4 описания объекта закупки заказчиком используется код позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 32.50.22.129-00002439.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, КТРУ 32.50.22.129-00002439 "Пластина накостная для фиксации переломов винтами, нерассасывающаяся, нестерильная" обязателен для применения с 01.07.2019 года.
В соответствии с письмом Минфина России от 23.03.2020 года N 24-06-07/22512 заказчики применяют описание товара, работы, услуги при его наличии в позиции КТРУ. Указанное описание размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции КТРУ в ЕИС.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России по позиции КТРУ 32.50.22.129-00002439 описание товара (характеристики товара) в соответствии с пунктом 13 Правил формирования не приведено.
В свою очередь, классификационные признаки вида медицинского изделия размещены в графе "Описание по классификатору" раздела "Справочная информация" вкладки "Общая информация" позиции КТРУ 32.50.22.129-00002439 в ЕИС.
Вместе с тем, Минфин России в своем письме от 04.09.2020 года N 24-06-08/77872 указал, что справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования обязательному использованию заказчиком.
Поскольку позиция КТРУ 32.50.22.129-00002439 не содержит описание объекта закупки, предусмотренное пунктом 13 Правил формирования, в рассматриваемом случае, заказчик формирует описание объекта закупки самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 17.03.2020 года N 24-05-08/20208.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика при описании объекта закупки (технического задания) не противоречат положениям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "Аймед" о нарушении заказчиком правил использования каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки является необоснованным.
2.) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Объектом электронного аукциона N 0112200000822000708 является поставка медицинского изделия - импланты.
Как следует из письменного возражения заказчика, представленного в материалы жалобы N 017/06/105-33/2022, при формировании характеристик товара, требуемого к поставке, заказчик исходил из собственных потребностей в соответствии со спецификой своей деятельности. Кроме того, требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822000708, соответствуют, в том числе импланты Synthes (Швейцария), Остеомед (Россия), Stryker.
В свою очередь, ООО "Аймед" в составе своей жалобы представлена сравнительная характеристика двух производителей имплантов.
Вместе с тем, из указанной сравнительной характеристики невозможно установить какие производители имплантов были предметом сравнения, поскольку в ней отсутствует наименование производителя.
Кроме того, доказательств об установлении заказчиком требований к закупаемому товару явно свидетельствующих о его конкретном производителе, а равно достаточных доказательств того, что у ООО "Аймед" имеются ограничения в поставке медицинского изделия, в том числе описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000822000708 ограничивает право ООО "Аймед" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалах жалобы N 017/06/105-33/2022 отсутствуют, ООО "Аймед" не представлено.
Более того, в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года.
Таким образом, довод ООО "Аймед" о том, что к установленным в описании объекта закупки требованиям к товару по каждой позиции отдельно соответствует только имланты DePuy Synthes (Johnson&Johnson) (США) либо Double Medical Technology Inc (Китай), не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аймед" необоснованной.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 марта 2022 г. N 017/06/105-33/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022