Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии: "_."
Членов Комиссии: "_."
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя МКП г. Дятьково "Коммунальное хозяйство", представителя заказчика Администрация Дятьковского района, представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,
рассмотрев жалобу заявителя МКП г. Дятьково "Коммунальное хозяйство" на действия заказчика Администрация Дятьковского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство территории городского парка в г. Дятьково Брянской области (1 этап) за N 0127300004922000019 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
23.03.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на благоустройство территории городского парка в г. Дятьково Брянской области (1 этап) за N 0127300004922000019.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 902 499,60 рублей.
На момент рассмотрения жалобы (срок окончания подачи заявок до 31. 03.2022 года) на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.
Заявитель МКП г. Дятьково "Коммунальное хозяйство" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Администрация Дятьковского района, поскольку заказчиком в проекте контракта не предусмотрена выплата аванса.
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Довод заявителя МКП г. Дятьково "Коммунальное хозяйство" о том, что заказчиком в проекте контракта не установлена выплата аванса не нашел своего подтверждения, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено обязанности заказчика об установлении аванса.
Кроме того, в отдельных нормативных правовых актах вместе с тем могут предусматриваться ограничения в отношении аванса.
Таким образом, установление в извещении о проведении электронного аукциона, проекте контракта является правом, а не обязанностью заказчика.
2. Заказчиков Администрация Дятьковского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, согласно которой для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предусмотренную данной нормой информацию и положения ч.1 ст. 49 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, поскольку заказчиком установлено требование к содержанию заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований указанных норм.
Так, заказчиком Администрация Дятьковского района установлено требование о предоставлении участниками закупки "предложения участника закупки о цене контракта". Однако в силу положений в составе заявки на участие в электронном аукционе "предложения участника закупки о цене контракта". Вместе с тем, "предложение о цене контракта" предоставляется участниками закупки только при проведении таких конкурентных процедур как конкурс в соответствии с ч.2 ст. 48 Закона о контрактной системе или при проведении электронного запроса котировок в соответствии с ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что закупка за N 0127300004922000019 осуществляется заказчиком путем проведения электронного аукциона, то, в содержание заявки на участие в электронном аукционе "предложение о цене контракта" не включается. Данный вывод подтверждается также положениями части 2 ст. 49 закона о контрактной систем, согласно которых участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, подают предложения о цене контракта в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) с использованием электронной площадки, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком Администрация Дятьковского района при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования), поскольку заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а так же не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Предметом осуществляемой закупки является благоустройство территории городского парка в г. Дятьково Брянской области (1 этап).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 902 499,60 руб.
Заказчиком при осуществлении закупки правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией, а именно установлены требования, в соответствии с п. 9 "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории" Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, однако:
- во-первых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при осуществлении закупки предметом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, заказчиком не установлено, в частности, что опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", а также опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа).
Также заказчиком не указано, что договором считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- во -вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что при подтверждении соответствия участника закупки дополнительным требованиям при осуществлении закупки предметом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений, являются следующие документы:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 установлено, что предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе т.к. установлены дополнительные требования к участникам закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий соответствие участникам закупки дополнительным требованиям с нарушением требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации N 2571 от 29.12.2021 г.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу заявителя МКП г. Дятьково "Коммунальное хозяйство" на действия заказчика Администрация Дятьковского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на благоустройство территории городского парка в г. Дятьково Брянской области (1 этап) за N 0127300004922000019 необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Администрация Дятьковского района предписание об устранении выявленных нарушений ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 49, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, п. 9 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
3. Выдать заказчику Администрация Дятьковского района, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 49, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, п. 9 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии "_."
Члены комиссии "_."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 30 марта 2022 г. N 032/06/105-253/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2022