Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Республиканский эндокринологический диспансер" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б" (номер извещения 0194200000522000924),
в присутствии представителя Заявителя (посредством видеоконференцсвязи): Копылова М.Д. по доверенности от 28.03.2022,
в присутствии представителя Заказчика - Эльдаров И.С. по доверенности от 30.03.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, 24.03.2022 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Республиканский эндокринологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 144 480,00 рублей (номер извещения 0194200000522000924), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения правил описания объекта закупки, путем установления избыточных требований аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Представитель Заявителя считает, что избыточные требования аукционной документации, влекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупки. Из жалобы следует, что "Заказчиком установлены следующие избыточные требования аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки: установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам;
4.1 Заказчиком в закупочной документации установлено требование к Исполнителю: "Вывозятся ежедневно лицензированным предприятием (организацией)";
Предметом закупки является: Вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б".
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются СанПиН 2.1.7.2790-10
В соответствии с п.п.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Классы опасности отходов с I-V установлены ст.4_1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Требования Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы, соответственно не представляется возможным классифицировать медицинские отходы по ст.4_1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
В т.ч. согласно письмам Росприроднадзора NN0101/16/13028 от 21.11.2013 г.;N0102/16/11071 от 16.09.2014 г.;N05-12-44/832 от 25.01.2012 г.; NАА-03-04-36/6554 от 22.04.2015г.действия норм Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗне распространяется на отходы медицинских учреждений, соответственно, лицензия на утилизацию медицинских отходов не выдается.
Указанные требования, согласно пункта 1, статьи 33; пункта 1, статьи 64; Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не соответствуют предмету закупки, влекут за собой ограничение количества участников закупки и являются неправомерными.
На данное нарушение был написан запрос на разъяснение, на основании которого, Заказчик обязался внести изменения в аукционную документацию, но изменения так и не были внесены.".
Представитель Заказчика возражает против доводов Заявителя, пояснив, что на запрос N СR11671 о даче разъяснений положений документации, Заказчик ответил согласием на внесение соответствующих изменений в документацию.
Так, 18.03.2022 16:06 (МСК) в документацию внесены изменения NИИ1, с прикреплением файлов, исключив требование о необходимости наличия лицензии у потенциальных поставщиков из заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работы), соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Кроме того, в рамках рассмотрения данной жалобы, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение жалобы ООО "Утилизационный Сервис" в отношении доводов о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции не осуществлялось.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе в части ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Республиканский эндокринологический диспансер" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 144 480,00 рублей (номер извещения 0194200000522000924) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 4 апреля 2022 г. N 020/06/33-14/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022