Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 31 марта 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Республиканская детская клиническая больница имени Е.П. Глинки" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на сбор, транспортирование с территории Заказчика и обезвреживание медицинских отходов классов "Б" (номер извещения 0194200000522001305),
в присутствии представителя Заявителя (посредством видеоконференцсвязи): Копылова М.Д. по доверенности от 28.03.2022,
в присутствии представителя Заказчика - Юсупов Ю.А. по доверенности от 31.03.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, 27.03.2022 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Республиканская детская клиническая больница имени Е.П. Глинки" (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на сбор, транспортирование с территории Заказчика и обезвреживание медицинских отходов классов "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 1 679 920,00 рублей (номер извещения 0194200000522001305), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения правил описания объекта закупки, путем установления избыточных требований аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Представитель Заявителя считает, что избыточные требования аукционной документации, влекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупки. Из жалобы следует, что "Заказчиком установлены следующие избыточные требования аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки: установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам.
1) Заказчиком в закупочной документации установлено требование к Исполнителю: "Наличие лицензии с перечнем работ: сбор отходов I класса опасности, транспортирование отходов I класса опасности, обезвреживание отходов I класса опасности, согласно Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности")".;
Предметом закупки является: Вывоз и утилизация медицинских отходов класса "Б".
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются СанПиН 2.1.7.2790-10
В соответствии с п.п.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Классы опасности отходов с I-V установлены ст.4_1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Требования Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы, соответственно не представляется возможным классифицировать медицинские отходы по ст.4_1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
В т.ч. согласно письмам Росприроднадзора NN0101/16/13028 от 21.11.2013 г.;N0102/16/11071 от 16.09.2014 г.;N05-12-44/832 от 25.01.2012 г.; NАА-03-04-36/6554 от 22.04.2015г.действия норм Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗне распространяется на отходы медицинских учреждений, соответственно, лицензия на утилизацию медицинских отходов не выдается.
Указанные требования, согласно пункта 1, статьи 33; пункта 1, статьи 64; Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не соответствуют предмету закупки, влекут за собой ограничение количества участников закупки и являются неправомерными.
2) СанПиН 2.1.7.2790-10, на который ссылается Заказчик в разделе "Описание объекта закупки", утратил силу 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 Вместо него введен СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Данное требование нарушает подпункт 1 пункта 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ
3) В Разделе " Описание объекта закупки" установлено требование: "Исполнитель обязан обеспечить Заказчика холодильным (морозильным) оборудованием с объемами камер, позволяющими временное хранение объема медицинских отходов медицинской организации в условиях низких температур в соответствии с СанПиНом 2.1.7.2790-10".
Однако, не прописан объём камер, что создаёт простор для злоупотребления, тем самым нарушая и нарушает ч. 6 ст. 31 и ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ч. 1 ст. 17 ФЗ N 135 "О защите конкуренции". Просьба прописать конкретные показатели.
4) В разделе "Характеристика товара" Описания объекта закупки к товару N 1, N 2 ,N 3 "Одноразовые полиэтиленовые пакеты повышенной прочности" установлено следующее требование: "К поставке должна быть стяжка для герметизации пакетов. Стяжка представляет собой нейлоновую ленту, на конце которой находится неразъемный замковый механизм одностороннего действия. Фиксация обеспечивается при помощи пластикового язычка, попадающего в пазы на ленте. Ширина не менее 2,5 мм, длина не более 120 мм. Прочность пленки при разрыве составляет не менее 65% от прочности пленки".
Пунктом 5.2.10 ГОСТ 12302-2013 установлено, что пакеты могут изготовляться, в том числе, с замком (застежкой), требования к которым устанавливают в технической документации на пакеты для конкретных видов продукции в зависимости от назначения, размеров и массы упаковываемой продукции. При этом ГОСТ 12302-2013 не ограничивает использование в качестве замка (застежки) иных способов герметизации пакета кроме способа, изложенного Заказчиком.
Пунктом 175 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены следующие требования к замкам пакетов для сбора отходов класса Б: "После заполнения мягкой упаковки (одноразового пакета) не более чем на 3/4 работник, ответственный за сбор отходов в соответствующем структурном подразделении организации, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание медицинских отходов класса "Б".
То есть СанПиН 2.1.3684-21 и ГОСТ 12302-2013 допускает иные способы герметизации пакета. Просим пояснить, на каком основании выбран данный метод, и как влияет параметры стяжки для пакетов на технологический процесс упаковывания отходов.
Также заметим, что указанный в документации о закупке способ герметизации для пакета, по нашему мнению, во-первых, приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает пункт 2 статьи 8 и подпункт 2 пункта 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, и во-вторых, нарушает подпункт 1 пункта 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
5) В разделе "Характеристика товара" Описания объекта закупки, к товару не указано количество поставляемых расходных материалов, в связи с чем, невозможно просчитать свои затраты. Просим чётко прописать необходимое для поставки количество пакетов и баков.
6) Просим пояснить на основании чего в закупке по "сбору, транспортирование с территории Заказчика и обезвреживание медицинских отходов классов "Б", появилось требование о предоставлении пакетов и контейнеров для сбора, транспортирования и утилизации медицинских отходов класса "Г"? Данное требование явно противоречит предмету закупки.
7) "Обезвреживание медицинских отходов класса "Б" должно осуществляться методом автоклавирования на специализированных установках, разрешенных к применению в РФ в установленном порядке (или любым иным методом, разрешенным действующим законодательством РФ), в целях предотвращения вредного воздействия медицинских отходов класса "Б" на здоровье человека и окружающую природную среду."
Данная формулировка является двойственной и может ввести предполагаемых поставщиков в заблуждение. Просим пояснить обеззараживание должно осуществляться методом автоклавирования или же любым иным методом, разрешенным действующим законодательством РФ? Данные понятия являются взаимоисключающими и не могут стоят рядом.
Однако, стоит отметить, что подпункт "в" пункта 200 СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает следующие физические методы обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов, применяемые при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов:
- воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением;
- воздействие высокой температурой, в том числе плазмой;
- воздействие радиационным излучением;
- воздействие электромагнитным излучением.
Следовательно, сокращение Заказчиком в документации количества допустимых СанПиН 2.1.3684-21 физических методов обеззараживания отходов при оказании услуг искусственно ограничивает количество участников закупки, что является нарушением пункта 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
Представитель Заказчика, принявший участие в рассмотрении жалобы после завершения видеоконференцсвязи, признал доводы Заявителя обоснованными. При этом, Заказчик готов внести в документацию соответствующие изменения, при наличии предписания антимонопольного органа, поскольку регламентированный срок внесения изменений в документацию, истек.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Кроме того, в рамках рассмотрения данной жалобы, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение жалобы ООО "Утилизационный Сервис" в отношении доводов о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции не осуществлялось.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Республиканская детская клиническая больница имени Е.П. Глинки" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на сбор, транспортирование с территории Заказчика и обезвреживание медицинских отходов классов "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 1 679 920,00 рублей (номер извещения 0194200000522001305), нарушение статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения правил описания объекта закупки, путем установления избыточных требований аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки.
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Республиканская детская клиническая больница имени Е.П. Глинки" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 4 апреля 2022 г. N 10-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022