Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства;
Бунтышева М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Центральная районная больница Урус-Мартановского района" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизацию медицинских отходов класса "Б" (номер извещения 0194200000522001594),
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы (в том числе посредством видеоконференцсвязи),
в присутствии представителя Заказчика: Бакриев М.С-И. контрактный управляющий,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, 29.03.2022 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Центральная районная больница Урус-Мартановского района" (далее - Заказчик) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизацию медицинских отходов класса "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 2 314 948,00 рублей (номер извещения 0194200000522001594), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения правил описания объекта закупки, путем установления избыточных требований аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заявитель считает, что избыточные требования аукционной документации, влекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупки. Из жалобы следует, что "Заказчиком установлены следующие избыточные требования аукционной документации, повлекшие необоснованное ограничение числа участников закупки: установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам.
1) СанПиН 2.1.7.2790-10, на который ссылается Заказчик в разделе "Описание объекта закупки", утратил силу 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 Вместо него введен СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Данное требование нарушает подпункт 1 пункта 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ
2) Также в п. 3 раздела "Описание объекта закупки" Заказчик указывает, что медицинские отходы класса Б "Вывозятся ежедневно лицензированным предприятием".
Однако, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", к токсикологически опасным отходам 1-4 классов опасности относятся только отходы класса "Г", деятельность по обращению с которыми подлежит лицензированию. Аналогичных требований к обращению с отходами класса "Б" СанПиН 2.1.3684-21 и иное законодательство Российской Федерации не содержат.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, в том числе СанПиН 2.1.3684-21, не предусматривает лицензирования в отношении услуг в сфере обращения с медицинскими отходами класса "Б". Соответственно, требование об оказании услуг по транспортировке лицензируемым предприятием является неправомерным в виду отсутствия соответствующего законодательно установленного требования.".
Между тем, аукционная документация (заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке), размещенная 22.03.2022 17:51 не содержит требования о необходимости наличия лицензии у потенциальных поставщиков.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работы), соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе в части ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный Сервис" на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения "Центральная районная больница Урус-Мартановского района" при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на вывоз и утилизацию медицинских отходов класса "Б", на начальную (максимальную) цену контракта 2 314 948,00 рублей (номер извещения 0194200000522001594) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: У.В. Исаев
М.А. Бунтышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 7 апреля 2022 г. N 020/06/33-17/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2022