Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым
"Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Гридчин И.В., Федоров А.Ю. (по доверенности);
- ООО "РемСервис" (далее - Заявитель) - Рябов Е.М. (по доверенности);
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования в 2022 году (КТ) " (извещение N0375200049022000102) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"в результате анализа аукционной документации установлено, что в приложение N6 Технического задания документации об электронном аукционе "Требования к контролю технического состояния" Заказчиком включен целый перечень дополнительных работ, которые должен выполнить Исполнитель:
- электрические измерения;
- контроль эксплуатационных параметров;
- радиационный контроль на рабочих местах персонала, в процедурном и пультовом помещениях, в смежных помещениях;
- измерение объемного расхода и скорости потока воздуха в процедурном и пультовом помещениях МИ, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией;
- освещенности, электромагнитного излучения, параметров микроклимата на рабочих местах персонала.
Данные дополнительные работы противоречат предмету закупки - "Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования".
Кроме того, Заказчиком установлены дополнительные требования к перечню разрешительных документов, которые должен иметь/предъявить участник закупки/исполнитель работ для выполнения дополнительных работ (Приложение N3 к техническому заданию)".
Согласно Приложению N6 Технического задания извещения о Закупке:
Электрические измерения: визуальный осмотр; измерение сопротивления заземляющих устройств; измерение сопротивления изоляции электрических аппаратов; оформляется протокол измерений электролабораторией Подрядчика, зарегистрированной в Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору на основании ГОСТ Р МЭК 62353-2013; ГОСТ 23154-78; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок; Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний и измерений электролабораторий Министерства энергетики РФ от 13 марта 2001 года.производитель работ должен иметь группу IV, член бригады - группу III. |
1 раз в период действия контракта Выполняется зарегистрированной в Ростехнадзоре электро-лабораторией Исполнителя |
Контроль эксплуатационных параметров, радиационный контроль, измерение объемного расхода и скорости потока воздуха, освещенности, электромагнитного излучения, параметров микроклимата в помещениях |
1 раз в период действия контракта выполняется аккредитованной испытательной лабораторией (центром) Исполнителя с соответствующей областью аккредитации |
Контроль эксплуатационных параметров: - Шум; - Среднее число КТ единиц; - Однородность; - Пространственное разрешение; - Толщина слоя; - Доза (СTDI). |
1 раз за период действия контракта |
Радиационный контроль. Измерение аттестованной поверочно-дозиметрической лабораторией мощности экспозиционной дозы на рабочих местах персонала, в процедурном и пультовом помещениях, в смежных помещениях, с оформлением протокола радиационного излучения оборудования и помещений. |
1 раз за период действия контракта |
Измерение объемного расхода и скорости потока воздуха в процедурном и пультовом помещениях МИ, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией согласно СанПиН 2.6.1.1192-03. |
1 раз за период действия контракта |
Измерения освещенности, электромагнитного излучения, параметров микроклимата на рабочих местах персонала согласно СанПиН 2.6.1.1192-03. |
1 раз за период действия контракта |
Приложением N3 Технического задания извещения о Закупке указаны следующие виды документов:
2 |
Свидетельство о регистрации электролаборатории, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Свидетельство о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний, измерений и проверок электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 вольт |
п.39.1 приказа Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения" ГОСТ Р МЭК 62353-2013 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний и измерений электролабораторий Министерства энергетики РФ от 13 марта 2001 года. |
3 |
Документ, удостоверяющий наличие испытательной лаборатории. |
Заключение либо Свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о состоянии измерений в испытательной лаборатории, удостоверяющее наличие испытательной лаборатории, выданное Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования. |
Федеральный закон от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений, МИ 2427-2016. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных лабораториях и лабораториях производственного и аналитического контроля" |
Как следует из возражений Заказчика:
"Согласно п. 1.4 Технического задания, перечень медицинской техники, подлежащей техническому обслуживанию и ремонту приведен в приложении N1 к настоящему техническому заданию. В рамках настоящего технического задания участник закупки выполняет следующие работы в отношении медицинских изделий, включенных в приложение N1:
контроль технического состояния медицинской техники;
периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
ремонт медицинской техники.
В п.3.25 ГОСТ 58451-2019 и в п.3.8. ГОСТ 57501-2017 техническое обслуживание определяется как комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем). Примечание - При проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт".
Таким образом, перечень работ по ТО не является исчерпывающим, а контроль является частью технического обслуживания.
В Приложении 6 содержатся Требования к техническому контролю. Для выполнения данных требований необходимо руководствоваться перечисленными п Приложении 6 нормативно-техническими документами, регламентирующими данный вид работ. Считаем, что перечисленные требования не являются дополнительными видами работ, в только раскрывают и детализируют понятие работ, указанных в общей форме как предмет закупки. Заявитель утверждает, что Заказчиком якобы неправомерно в перечень работ включены работы по электрическим измерениям, контролю эксплуатационных параметров, радиационному контролю на рабочих местах персонала, в процедурном и в пультовом помещениях, измерению воздухообмена, освещения, параметров микроклимата и электромагнитного излучения. В обоснование своей позиции Заявитель утверждает, что контроль технического состояния в рамках данной закупки должен заключаться в измерении и оценке значений параметров самого медицинского оборудования. Данное обоснование, а, следовательно, и сам довод жалобы считаем необоснованным. В п. 1.1 Технического задания упоминается, что Техническое задание разработано на основании, среди прочего, СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований". Пунктом 1.3 СанПиН 2.6.1.1192-03 указано, что данные правила распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию (модернизацию) и эксплуатацию как рентгеновских кабинетов, так и рентгеновских аппаратов. Пунктом 5.7 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено требование о проведении контроля эксплуатационных параметров аккредитованной организацией с периодичностью не реже одного раза в два года. Разделом 10 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлены требования к защите от нерадиационных факторов (электробезопасности, кратности воздухообмена, освещения и др.); п. 10.21 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено, что измерения данных параметров должны проводиться также не реже одного раза в два года. Пунктом 2.19 СанПиН 2.6.1.1192-03 установлено, что дозы облучения персонала и населения не должны превышать основных пределов, установленных НРБ-99, для чего необходимо осуществлять радиационный контроль рабочих мест и смежных помещений, а согласно п. 8.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 это требование является обязанностью Заказчика (более подробно см. п. 8.5 СанПиН 2.6.1.1192- 03).
Тем самым Заказчиком правомерно включены данные работы в объект закупки, так как требование о их проведении - требования СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" и применяются они не только к медицинскому оборудованию, но и к месту его эксплуатации. В связи с этим второй довод жалобы также считаем необоснованным, так как требование о предоставлении свидетельства о регистрации электролаборатории и документ, удостоверяющий ее наличие, продиктовано необходимостью подтверждения возможности исполнителя выполнить обязательные, согласно СанПиН 2.6.1.1192-03, работы.
В Приложении N3 к Техническому заданию указано:
"Поскольку в пункте 1.4 технического задания предусмотрен контроль технического состояния медицинской техники и периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, требуется предоставление следующих документов:
Свидетельство о регистрации электролаборатории, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору |
Свидетельство о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний, измерений и проверок электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 вольт |
п.39.1 приказа Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, ГОСТ Р 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения" ГОСТ Р МЭК 62353-2013 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний и измерений электролабораторий Министерства энергетики РФ от 13 марта 2001 года. |
Документ, удостоверяющий наличие испытательной лаборатории. |
Заключение либо Свидетельство Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о состоянии измерений в испытательной лаборатории, удостоверяющее наличие испытательной лаборатории, выданное Исполнителю работ по контролю технического состояния медицинского оборудования. |
Федеральный закон от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений, МИ 2427-2016. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных лабораториях и лабораториях производственного и аналитического контроля" |
Данные требования относятся к условиям производства работ, которые должны быть выполнены Исполнителем. Конкретно к Участнику закупки эти требования не предъявляются. Регистрация необходима для любой лаборатории, независимо от размера и специфики работы. Электролаборатории осуществляют сложную и ответственную деятельность, которая требует тщательной подготовки персонала, исправности оборудования и точности проведения измерений. Указанные требования являются необходимым условием производства работ и соответствуют действующему законодательству, а потому не могут быть исключены из Технического задания. Законодательное обоснование необходимости регистрации электролаборатории и документа, удостоверяющего наличие испытательной лаборатории приводится в Приложении N6 к Техническому заданию. Как усматривается из аукционной документации, Заказчик в Техническом задании и в проекте государственного контракта не устанавливает запрета на привлечение субподрядчиков/соисполнителей для производства работ, составляющих предмет закупки".
Представители Заказчика пояснили, что контролируемые параметры (согласно СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований, и СанПин 2.1.3.2630-10 "Об утверждении СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность") в том числе отображают нормальные (предусмотренные производителем) условия эксплуатации медицинского оборудования, а также условия для безопасного и эффективного применения оборудования по назначению. В Приложении N6 к Техническому заданию перечислены измерения, выполнение которых необходимо для нормальной эксплуатации медицинского оборудования.
При этом, требования о наличии разрешительных документов относятся к условиям производства работ, которые должны быть выполнены Исполнителем, к Участнику Закупки эти требования не предъявляются.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что включение Заказчиком в Техническое задание данного перечня измерений обосновано, поскольку данные работы предполагают контроль нормальных (предусмотренных производителем) условий эксплуатации медицинского оборудования, а также условий для безопасного и эффективного применения оборудования но назначению.
Кроме того, согласно пункту 2.2. требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать лицензию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские медицинские диагностические стационарные.
Вместе с тем, согласно возражениям Заказчика, а также данным реестра выданных лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (выданные Федеральной службой, включая Управления), по состоянию на 30.03.2022 у Заявителя отсутствует лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Данное обстоятельство исключает участие Заявителя в данном электронном аукционе, ввиду чего, положения документации не могут нарушить права и законные интересы Заявителя.
Комиссия Крымского УФАС России, изучив довод жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 30 марта 2022 г. N 082/06/106-362/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022