На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская детская клиническая больница" (далее - Заказчик) - Салюкова Н.Ю. (по доверенности);
- ИП Кисиль Наталия Алексеевна (далее - Заявитель) - Шемет З.В. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Услуги по предоставлению во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря" (извещение N 0375200043122000069) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение о проведении электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 15.03.2022;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 598 100,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 24.03.2022 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 25.03.2022.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое содержит информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно жалобе Заявителя:
"Согласно сведениям, содержащимся на сайте размещения информации о размещении заказа www.zakupki.gov.ru объектом закупки указан: 77.29.14.000 Услуги по предоставлению во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря.
Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) к коду 77.29.14.000 относятся услуги по прокату бытовых бельевых изделий. При этом в классификаторе четко указано, что группировака 77.29.14, к которой относится код, не вклбчает: услуги по подготовке прачечными бытовых бельевых изделий, см. 96.01.19.
Группировка 96.01.19 содержит в себе перечень услуг прачечных, в том числе и 96.01.19.12 - услуги по стирке спецодежды; 96.01.19.125 - услуги по стирке белья с различными пятнами, требующая особого режима обслуживания; 96.01.19.127 - услуги по дезинфекции белья.
Согласно Введения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), он предназначен для обеспечения информационной поддержки задач в том числе, но не исклбчительно, связанных с обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке.
_
Таким образом, объектом закупки изначально является оказание услуг (совершение определенных действий) по лобработке белья, а именно дезинфекция, стирка, сушка, глажение и т.д., а не предоставление мягкого инвентаря за оплату во временное владение и пользование.
Это два разных вида обязательств, регулируемые разными нормами действующего законодательства РФ".
Заказчиком в извещении о проведении Закупки установлен код ОКПД 2: 77.29.14.000 " Услуги по прокату бытовых бельевых изделий".
Пунктом 2 описания объекта Закупки извещения установлены следующие требования к услуге:
"1) Предоставление во временное пользование мягкого инвентаря.
Исполнитель обеспечивает надлежащий внешний вид предоставляемого обработанного мягкого инвентаря:
Простыня, пододеяльник, наволочка, пеленка, пододеяльник для детских кроватей, простыня для детских кроватей, пеленка детская легкая, пеленка детская теплая, простыня хирургическая, полотенце вафельное, распашонки детские легкие, распашонки детские теплые, покрывало взрослое; халат хирургический, костюм хирургический (куртка), костюм хирургический (брюки), полотенца маховые, сорочка универсальная, халат теплый, одеяло взрослое, одеяло детское летнее - изделия должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, указанным в нормативных актах, перечисленных в п. 1 раздела 1 настоящего технического задания, не должны иметь пятен и быть влажными, не должны иметь стойкий запах неестественного для изделия происхождения, должны быть без замятий, заломов, должны иметь гладкую поверхность, должны быть рассортированы по наименованиям, сложены в стопки, упакованы.
Предоставляемые изделия должны быть укомплектованы по наименованиям в мешки Исполнителя, обеспечивающие санитарно-гигиенические требования.
Мешки не более 10 кг с затаркой:
- простыня - 20 шт.,
- пододеяльник - 10 шт.,
- наволочка - 60 шт.,
- пеленка детская легкая - 100 шт.,
- пеленка детская теплая - 30 шт.,
- полотенца вафельные - 60 шт.,
- полотенца махровые - 50 шт.,
- сорочки универсальные - 20 шт.,
- халат теплый -10 шт.,
- одеяло взрослое - 3 шт.,
- одеяло детское летнее - 10 шт.
2) Возврат Заказчиком мягкого инвентаря.
Заказчик осуществляет подготовку возвращаемого мягкого инвентаря Исполнителю: освобождает мягкий инвентарь от крупных фракций загрязнений отходов класса А, крупных фракций биологических загрязнений класса Б, металлических включений и медицинского инструментария, в том числе острого колющего и режущего; предметов быта и обихода, проведением необходимого обеззараживания мягкого инвентаря, использованного для больных с инфекционными заболеваниями с предоставлением документального свидетельства о проведенном обеззараживании (обеззараживание должно быть проведено в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.08.1983 г. N 916 "Об утверждении инструкции по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)").
Мягкий инвентарь и спецодежда возвращаются Заказчиком в развернутом виде (без складывания) в мешках массой не более 10 кг с затаркой:
- простыня - 15 шт.,
- пододеяльник - 8 шт.,
- наволочка - 50 шт.,
- пеленки - 50 шт.,
- полотенца вафельные - 50 шт.,
- полотенца махровые - 50 шт.,
- полотенца махровые банные - 10 шт.,
- сорочки универсальные - 20 шт.,
- халат теплый - 10 шт.,
- одеяло взрослое - 3 шт.,
- одеяло детское летнее - 10 шт.
Заказчик осуществляет сортировку изделий по наименованиям, сильнозагрязненные (с пятнами крови, мочи и кала и т.п.) изделия отделяет от слабозагрязненных (без пятен).
3) Исполнитель должен нести ответственность перед Заказчиком за обеспечение мягким инвентарем, качество предоставляемого Заказчику мягкого инвентаря и соблюдение графика оказания услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию).
4) Транспортировка мягкого инвентаря производится силами Исполнителя. Исполнитель должен обеспечить погрузку-разгрузку изделий до/от помещений, указанных Заказчиком для приема-возврата изделий.
5) В целях определения лиц, уполномоченных Заказчиком для осуществления приема-возврата мягкого инвентаря, в том числе подписания соответствующих отгрузочных документов (накладной, в выявленных расхождениях в партии, товарно-транспортной накладной) Заказчик направляет в адрес Исполнителя официальное письмо с приложением внутреннего документа (приказ, распоряжение), с указанием списка материально ответственных лиц, их должностей, сроком полномочий, отвечающих за прием-возврат мягкого инвентаря.
6) Исполнитель вправе проводить инвентаризацию мягкого инвентаря, находящегося у Заказчика. Исполнитель письменно уведомляет Заказчика и согласовывает с ним дату и порядок проведения инвентаризации не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты проведения инвентаризации, Заказчик согласовывает дату проведения инвентаризации в течение 2 (двух) рабочих дней. Согласовав дату, Заказчик и Исполнитель обязаны издать внутренние приказы на проведение инвентаризации, предоставляя друг другу копию для ознакомления. По результатам инвентаризации Исполнителем оформляется Инвентаризационная опись (унифицированная форма ИНВ-3) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-19). Инвентаризационная опись подписывается представителями Сторон по завершении подсчета мягкого инвентаря в день проведения Инвентаризации. Сличительная ведомость результатов инвентаризации подписывается Сторонами не позднее, чем через 5 (пять) рабочих дня после завершения инвентаризации.
В случае выявления утерянных/поврежденных изделий, в том числе по результатам инвентаризации Исполнитель вправе требовать от Заказчика возмещения его стоимости в претензионном порядке.
7) Заказчик несет материальную ответственность за изделия, предоставленные во временное пользование. В случае утери или порчи изделий Заказчик возмещает Исполнителю их стоимость в размере, который не может превышать стоимость возмещения, указанную в приложение N 6 к Техническому заданию. Под порчей подразумевается мягкий инвентарь неподлежащий восстановлению.
Количество поврежденных Заказчиком изделий, подлежащих возмещению в отчетном периоде (календарный месяц), определяется на основании количества, отраженного в Приложения N5 к Техническому заданию, составленного Исполнителем при возврате изделий от Заказчика и согласованного Сторонами в отчетном периоде. Количество утерянных Заказчиком изделий определяется на основании количества недостач, отраженных в 1 Приложения N5 к Техническому заданию, составленных Исполнителем при возврате изделий от Заказчика и согласованных Сторонами в отчетном периоде (календарный месяц), а также данных о недостаче в Сличительных ведомостях (ИНВ-19), подписанных Сторонами.
8) Заказчик обязуется не обрабатывать мягкий инвентарь собственными силами или не передавать его для обработки третьим лицам (за исключением требований п.2) раздела 2. Технического задания)".
Согласно возражениям Заказчика:
"При описании объекта закупки заказчиком использован код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 77.29.14.000 "Услуги по прокату бытовых бельевых изделий".
Данный код подобран Заказчиком, поскольку предметом закупки является оказание услуг по предоставлению во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря.
Заказчик не передает собственное белье для стирки Исполнителю, а принимает мягкий инвентарь у Исполнителя во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В Описании объекта закупки определен "Перечень предоставляемого во временное пользование надлежащим образом обработанного мягкого инвентаря" с характеристиками, указанными в Приложении N1 к Техническому заданию.
По условиям закупки, Исполнитель обязан передать мягкий инвентарь не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения от Заказчика заявки. Объем оснащения - количество изделий для застила койко-мест, запас на случай возникновения внеплановых колебаний использования изделий и объем изделий для оборота с учетом Графика оказания услуг (Приложение N2 к Техническому заданию). Объем оснащения может меняться прямо пропорционально потреблению (обороту) изделий.
В описании объекта закупки, Заказчик устанавливает, в том числе, требования к обработке белья, т.е. определяет необходимые параметры качества обработанного белья (для случая, если Исполнитель будет обрабатывать белье).
По завершению срока оказания услуги, весь предоставленный Исполнителем во временное пользование мягкий инвентарь Заказчик должен возвратить.
Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Заказчика, уполномоченного учреждения, в частности Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (пункт 3 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Административный регламент ФАС России от 25.05.2012 N 339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации).
Учитывая изложенное, требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным показателям товара, указанным техническом задании, носят объективный характер, и установлены в соответствии с потребностями Заказчика с учетом специфики его деятельности, а также не противоречат требованиям законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является прерогативой заказчика. В Законе о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
При рассмотрении жалобы Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Министерства финансов России, изложенная в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД 2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчиком был выбран код ОКПД 277.29.14.000 "Услуги по прокату бытовых бельевых изделий", так как объектом Закупки является передача Заказчику во временное пользование мягкого инвентаря.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, Исполнитель должен обечпечить надлежащий внешний вид предоставляемого обработанного мягкого инвентаря.
Представитель Заказчика пояснила, что законодательство о контрактной системе предусматривает, что описание объекта Закупки осуществляется Заказчиком в соответствии со своей потребностью по правилам и с соблюдением ограничений и запретов, установленных указанным законодательством.
Представитель Заказчика также указала, что потребность Заказчика в оказании услуг надлежащего качества, описание которых приведено в описании объекта Закупки извещения о проведении Закупки, обусловлена необходимостью исполнения обязательств перед пациентами, потребностью лечебного учреждения, а также правом пациента на получение адекватной медицинской помощи, что не противоречит действующему законодательству.
Заявитель не предоставил в жалобе доказательств, подтверждающие несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД 2 объекту Закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный Заказчиком код ОКПД нарушает права Заявителя, в том числе препятствует подаче заявки на участие в Закупке.
На основании изложенного, комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода обращения Заявителя.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить проведение внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 30 марта 2022 г. N 082/06/99-365/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2022